Опубликовано 07 февраля 2022, 16:08
2 мин.

Ученые выявили ген, влияющий на развитие экземы у женщин

© БелГУ

Ученые Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ») провели исследование по выявлению генетических факторов развития экземы у женщин. Исследователи установили, что одним из наиболее значимых факторов риска появления экземы стал ген филаггрина (FLG), который играет ключевую роль в развитии эпидермиса и кожного барьера. Статья опубликована в журнале PLoS One.

По статистике, до 16% населения страдает атопическим дерматитом. При этом, как отмечают специалисты, у 20% пациентов заболевание протекает в умеренной и тяжелой форме. Установлено, что экзема более распространена среди женщин, чем мужчин как в подростковом, так и во взрослом возрасте. Заболевание может привести к тяжелым последствиям и стать фактором риска развития шизофрении, расстройства пищевого поведения, депрессии. Избежать серьезных последствий развития экземы поможет раннее выявление генетической предрасположенности к возникновению заболевания.

По словам заведующего кафедрой медико-биологических дисциплин, доктора медицинских наук, профессора НИУ «БелГУ» Михаила Чурносова, одним из наиболее значимых факторов риска появления экземы стал ген филаггрина (FLG), играющий ключевую роль в развитии эпидермиса и кожного барьера и кодирующий структурный белок, который является основным элементом в роговом слое.

На кафедре медико-биологических дисциплин медицинского института НИУ «БелГУ» было проведено исследование гендерных особенностей ассоциации полиморфизма гена филаггрина с развитием экземы, в ходе которого были изучены данные более 900 женщин (в том числе 474 пациентки с экземой и 432 контрольной группы) и более 400 мужчин (в том числе 226 пациентов с экземой и 180 здоровых) русского этноса, родившихся и проживающих в центральном регионе России.

«Мы провели генотипирование десяти полиморфизмов гена филаггрина. В результате исследования были выявлены значимые ассоциации между семью полиморфизмами гена FLG и экземой у женщин. В отношении мужчин генетических факторов риска возникновения заболевания не выявлено», – прокомментировал Михаил Чурносов.

По мнению профессора Чурносова, выявленные различия в факторах развития заболевания у мужчин и женщин могут быть обусловлены влиянием половых гормонов. По словам ученого, конкретные механизмы влияния полиморфизма гена филаггрина на риск возникновения экземы требуют дальнейшего изучения, поэтому исследование будет продолжено.