Опубликовано 13 августа 2020, 14:00

В сетчатке человека обнаружили «нанотрубки»

© Alarcon-Martinez/Villafranca-Baughman et al./CRCHUM

Сотрудники Монреальского университета нашли в человеческой сетчатке новую структуру, которая позволяет ее клеткам эффективно обмениваться кровью друг с другом. О своем открытии авторы рассказали в журнале Nature.

«Мы впервые выяснили, как между собой связываются клетки сетчатки для координации кровоснабжения живой ткани, — говорит одна из авторов работы, профессор нейронаук Монреальского университета Адриана Ди Поло. — Мы уже знали, что определенные участки сетчатки получают больше крови, чем другие. Но до сих пор было непонятно, как регулируется это перераспределение крови».

Сетчатке животных, в том числе и человека, требуется кислород и питательные вещества, содержащиеся в крови, для выполнения своих функций. Этот жизненно важный обмен происходит через капилляры — самые тонкие кровеносные сосуды организма. Когда кровоснабжение резко сокращается или прекращается, например при ишемии или инсульте, сетчатка не получает необходимое ей количество кислорода. Из-за этого клетки начинают отмирать, и сетчатка перестает работать так, как должна.

Вокруг капилляров расположены перициты — клетки, которые способны контролировать количество крови, проходящей через капилляр: для этого они просто сжимают или расслабляют сосуд. Исследователи использовали микроскопию, с помощью которой визуализировали изменения в сосудах у живых мышей, и показали, что перициты способны связываться друг с другом с помощью очень тонких структур — межперицитных туннельных нанотрубок. Через эти нанотрубки перициты могут «общаться» друг с другом и доставлять кровь в то место, где она наиболее необходима.

Исследователи также показали, что капилляры теряют способность переносить кровь в необходимое место, если нанотрубки повреждены — например, после ишемического инсульта. Недостаток кровоснабжения, который следует за этим, оказывает пагубное воздействие на нейроны и общую функцию тканей.

Результаты исследования говорят о том, что дефицит микрососудов, наблюдаемый при нейродегенеративных заболеваниях, таких как инсульт, глаукома и болезнь Альцгеймера, может быть вызван потерей туннельных нанотрубок и нарушением распределения крови. Терапия, которая защищает эти наноструктуры, может исправить эти побочные эффекты, и теперь ученые стараются ее разработать.