Опубликовано 28 октября 2019, 14:44

В человеческих волосах нашли биомаркер шизофрении

© PxHere/RIKEN Center for Brain Science/Indicator.Ru

Исследователи из Японии обнаружили связь между аномально высокими уровнями сульфидов и полисульфидов в головном мозге и шизофренией. Узнать их количество в голове можно с помощью анализа волос. Статья, посвященная исследованию, была опубликована в журнале EMBO Molecular Medicine.

Диагностировать нарушения мышления проще, когда можно найти надежный и объективный маркер. В случае шизофрении уже более 30 лет известно, что она связана с ненормальным стартл-рефлексом. Обычно мы не так сильно вздрагиваем от резкого импульса от органов чувств, так как перед этим в мозг приходит сигнал меньшей величины — преимпульс. Это явление называется преимпульсным ингибированием (ПИИ). У людей с шизофренией уровень ПИИ снижается — это значит, что они более подвержены рефлекторным действиям при превышении определенных уровней внешних стимулов.

Тест ПИИ является хорошим поведенческим маркером, и, хотя он не может непосредственно помочь понять биологию шизофрении, он был отправной точкой для исследования японских ученых.

Специалисты из Центра изучения мозга Института физико-химических исследований (RIKEN) совместно с коллегами искали различия в экспрессии белка между линиями мышей, у которых был искусственно создан чрезвычайно низкий или чрезвычайно высокий уровень преимпульсного ингибирования. Ученые обнаружили, что экспрессия фермента MPST была гораздо выше в мозге мышей с низким ПИИ, чем у особей с высоким. Зная, что этот фермент помогает производить сероводород, команда измерила уровни этого вещества в головном мозге и обнаружила, что они были выше у мышей с низким ПИИ.

«Никто никогда не думал о причинно-следственной связи между сероводородом и шизофренией, — отметил руководитель группы Такео Тосикава. — После того как мы обнаружили это, мы должны были выяснить, как это происходит и будет ли то же самое справедливо для людей с шизофренией».

На следующем этапе авторы работы исследовали волосяные фолликулы более 150 человек с шизофренией. Они обнаружили, что экспрессия MPST у больных была намного выше, чем у людей без шизофрении. Несмотря на то что результаты не были идеальными — сульфидный стресс не учитывает все случаи шизофрении, — уровень MPST в волосах может быть хорошим биомаркером для выявления шизофрении до появления других симптомов.