Опубликовано 09 апреля 2017, 15:15

Предсказания биржевых котировок сделают вакцину от ВИЧ эффективнее

© Klaus Ohlenschläger/Global Look Press

Микробиологи из Вашингтонского университета и Университета Айовы воспользовались математическими моделями, созданными для предсказания изменения биржевых котировок, чтобы точно предсказать, как изменятся свойства поверхностных белков вируса иммунодефицита человека в ближайшие 30 лет. Результаты их исследования опубликованы в журнале PLOS Biology.

«ВИЧ — очень динамичный вирус. Он постоянно меняется, как в инфицированном человеке, так и, вследствие этого, во всей популяции. Когда мы разрабатываем вакцину, мы пытаемся имитировать вирус так, чтобы иммунная система научилась его распознавать и атаковать, когда встретит настоящий ВИЧ. Проблема в том, как сделать вакцину для такого подвижного и изменчивого вируса», — рассказал один из авторов работы, профессор микробиологии из Университета Айовы Гилель Хайм.

В своем исследовании ученые использовали алгоритмы, предсказывающие биржевые котировки, и образцы крови сотен людей, хранящиеся в клинике города Айова. Они изучили изменения, произошедшие с вирусом за последние 30 лет. Биологи заметили, что некоторые свойства сильно различались, в то время как другие оставались практически теми же. Это напомнило исследователям то, что происходит на фондовой бирже. В обоих случаях случайность изменений имеет определенную частотную структуру, благодаря которой будущее состояние всей системы можно предсказывать.

Как рассчитывают авторы исследования, возможность предсказать изменения свойств поверхностных белков на основе обследования небольшой группы пациентов позволит создавать вакцины для специфических форм ВИЧ, которые встречаются в различных популяциях.