Опубликовано 07 августа 2020, 21:00

Вакцины придумали вводить через нос

© SPL

Сотрудники Чикагского университета совместно с коллегами из Университета Дьюка разработали платформу, которая использует самособирающиеся пептидные нановолокна, помеченные антигенами, для активации иммунной системы против патогенов. Вводить такие вакцины можно интраназальным путем. Статья исследователей опубликована в журнале Science Advances.

«Мы хотели понять, как организм будет взаимодействовать с нашими нановолокнами. Поэтому мы проследили ее влияния начиная с первого взаимодействия с иммунной системой и заканчивая появлением стойкого иммунного ответа, — рассказала соавтор исследования, профессор хирургии Медицинского центра Чикагского университета Анита Чонг. — Чтобы визуализировать поглощение нановолокон, мы решили попробовать интраназальный путь, потому что это дало бы нам доступ к дендритным клеткам в легких и позволило бы отслеживать их движение в лимфатические узлы».

Выстилающие поверхности легких и кишечника дендритные клетки — это первая точка контакта патогена с врожденной иммунной системой. Они связываются и поглощают обнаруженные на поверхности патогенов антигены, а затем предъявляют антигены на своей собственной клеточной поверхности другим клеткам иммунной системы, включая Т-лимфоциты и B-лимфоциты. Это позволяет Т-клеткам запустить иммунный ответ и подготовиться к защите организма от вторгающихся бактерий, грибков или вирусов.

Авторы новой работы создали нановолоконную платформу, которая может использоваться для введения вакцин. Ученые протестировали эту технологию с помощью субъединичной вакцины, которая содержит только определенный белок, который используется в качестве основного антигена для стимуляции иммунного ответа. В отличие от других видов вакцин, таких как живые ослабленные вакцины или инактивированные вакцины, при которых в организм попадает убитый или ослабленный патоген, субъединичные вакцины практически не вызывают негативных побочных эффектов.

В отличие от адъювантов — усилителей иммунного ответа — новое волокно не вызвает воспалительных процессов. Также оно способно активировать дендритные клетки для запуска иммунного ответа. Но до сих пор исследователи не знали, каким образом нановолокна активируют иммунные клетки. В новом исследовании биологи показали, что эти волокна выполняют функцию своего рода передатчиков: они помогают дендритным клеткам представить антигены Т- и B-лимфоцитам.

Хотя исследование было направлено в первую очередь на раскрытие механизма, с помощью которого нановолокна могут индуцировать иммунный ответ, ее результаты также показывают, что такая платформа может использоваться для безопасной и эффективной интраназальной вакцинации.