Опубликовано 30 апреля 2020, 17:07

Выздоровление при черепно-мозговой травме определили с помощью запахов

© Glen Zielinski/Max Pixel

Исследователи из Кембриджского университета и Института Вейцмана создали простой тест, связанный с распознаванием запахов, который может предсказать, выздоровеет ли пациент с тяжелой черепно-мозговой травмой. О своей работе ученые сообщили в журнале Nature.

Часто врачам бывает трудно определить состояние сознания пациента после тяжелой черепно-мозговой травмы. Из-за этого врачи могут ошибаться при диагностике, а процент таких ошибок достигает 40%. Пациент, даже минимально находящийся в сознании, сильно отличается от того, кто находится в вегетативном состоянии, и их прогнозы существенно различаются. Точный прогноз в такой ситуации имеет решающее значение, так как именно он определяет стратегии лечения и саму возможность выздоровления.

Наше обоняние — это механизм, который опирается на структуры, расположенные глубоко в мозге. Мозг автоматически меняет способ обоняния в ответ на различные запахи — например, при появлении неприятного запаха мы автоматически делаем более короткие и поверхностные вдохи. У здоровых людей такая реакция происходит как в бодрствующем, так и в бессознательном состоянии.

В новом исследовании ученые использовали это свойство мозга для прогнозирования выживаемости пациента с черепно-мозговой травмой. Эксперимент проводили на 43 больных в тяжелом состоянии. Сначала ученые объясняли каждому пациенту, что им будут представлены различные запахи в банках, а дыхание через нос будет контролироваться с помощью небольшой трубки. Пациенты при этом не подавали никаких признаков того, что они слышали экспериментатора или понимали его. Затем каждому невольному участнику исследования в течение пяти секунд давали понюхать баночку, содержащую либо приятный запах шампуня, либо неприятный запах тухлой рыбы, либо вообще без запаха. Каждый сосуд ученые давали десять раз в случайном порядке, измеряя при этом объем воздуха, вдыхаемого пациентом.

Исследователи обнаружили, что пациенты в минимальном сознании вдыхали значительно меньше воздуха в ответ на запахи, но не различали приятные от неприятных. При этом при вдыхании воздуха без «пахучих» соединений объем воздуха оказался выше. Это значит, что у человека все же сохраняется часть сознания и у него есть шансы на дальнейшее выздоровление. Пациенты в вегетативном состоянии вели себя по-разному — кто-то реагировал на один из запахов, а кто-то — вообще ни на какой.

Последующее обследование, проведенное три с половиной года спустя, показало, что более 91% пациентов, которые смогли «распознать» оба запаха, были все еще живы, а 63% тех, у кого не было выявлено никакой реакции, умерли. Измеряя обонятельные рефлексы у пациентов с тяжелой черепно-мозговой травмой, исследователи могли бы измерить функционирование глубинных структур мозга. Разница в рефлексах при вегетативном состоянии и при минимальном сознании позволит врачам лучше прогнозировать выживаемость и таким образом определять оптимальные стратегии лечения или паллиативного ухода.