Опубликовано 03 октября 2019, 12:42

Во рту нашли защищающие от пародонтита клетки

© Kateryna Kon/Science Photo Library/Getty Images

Ученые обнаружили химически чувствительные клетки в деснах, которые защищают рот от повреждающих мягкие ткани и кости инфекций. Об этом авторы исследования сообщили в журнале Nature Communications.

Пародонтит — это серьезное заболевание десен, вызванное дисбалансом бактерий и других микроорганизмов полости рта. Это шестое по распространенности инфекционное заболевание и самая распространенная причина потери зубов во всем мире.

Исследователи из Центра химии ощущений Монелла и Сычуаньского университета обнаружили, что в деснах мышей присутствуют одиночные хемосенсорные клетки. Оказалось, что они экспрессируют несколько типов вкусовых рецепторов вместе с соединительным белком густдуцином. Эти клетки — вкусовые химические детекторы, которые чувствуют раздражители и бактерии, и биологи обнаружили их по всему кишечнику, мочевыводящим путям, носовым полостям, а теперь и в деснах.

Команда ученых показала, что отсутствие вкусовых сигнальных молекул, таких как густдуцин, или генетическое удаление этих клеток из десен мышей приводит к чрезмерному росту патогенных бактерий полости рта и пародонтиту. И наоборот, стимулирование рецепторов горького вкуса способствует производству антимикробных молекул.

Мыши без густдуцина имели более высокий процент патогенных микроорганизмов по сравнению с нормально функционирующими особями. Важно отметить, что различия в бактериальном составе мышей без густдуцина по сравнению с нормальными мышами были исследованы до выпадения зубов. То есть функционирование этих клеток может служить маркером здоровья полости рта.

В предыдущих исследованиях с другими тканями исследователи обнаружили, что активация рецептора горького вкуса TAS2R38, который экспрессируется в одиночных хемосенсорных клетках носа человека, стимулирует секрецию антимикробных пептидов, которые подавляют рост респираторных патогенов. Авторы новой работы также исследовали, как активация этого рецептора влияет на функционирование хемосенсорных клеток. Оказалось, что полоскание рта горьким веществом под названием денатоний приводит к активизации деятельности клеток и улучшению их сопротивляемости патогенным микроорганизмам.

«Эти сенсорные клетки могут обеспечить новый подход к персонализированному лечению пародонтита, используя собственную врожденную иммунную систему человека для регуляции микробиома полости рта», — отметил один из авторов работы, директор Центра химии ощущений Монелла Роберт Маргольски.