Опубликовано 14 декабря 2017, 15:50

Белки ведут себя как аморфные полупроводники

© Pacific Northwest National Laboratory/Flickr

Международный коллектив ученых исследовал электрические свойства белков из бычьего сердца и вырабатывающей электричество бактерии. Для этого они измерили динамическую проводимость и диэлектрическую проницаемость материалов в широком диапазоне частот и температур, а для интерпретации полученных данных применили теоретические концепции, разработанные для описания явлений в физике твердого тела. Статья по материалам исследования опубликована в журнале Scientific Reports.

С одной стороны, электрическую проводимость металлов хорошо объясняет теория Друде, в которой электроны не взаимодействуют друг с другом и время от времени сталкиваются с кристаллической решеткой, примесями, дефектами. В теории Друде проводимость довольно слабо зависит от частоты вплоть до частоты столкновения носителей тока с кристаллической решеткой, примесями. Однако существует еще одна большая группа проводящих материалов, которые не попадают в эту категорию, тем не менее очень интересно ведут себя во внешнем электромагнитном поле. К таким материалам относятся стекла, ионные проводники и аморфные полупроводники.

Согласно теории Анджея Джоншера, при комнатной температуре и низкой частоте переменного тока (до нескольких мегагерц) носители заряда (например, электроны) ведут себя практически свободно, и для их описания можно применить теорию Друде. В результате мы получаем практически постоянную, не зависящую от частоты внешнего поля проводимость. Однако при повышении частоты (обычно до нескольких мегагерц) этот подход перестает работать и проводимость начинает быстро расти (пропорционально некоторой степени частоты, несколько меньшей единицы). То же самое происходит, если оставлять частоту постоянной, но постепенно охлаждать материал.

При этом оказывается, что свойства различных материалов очень похожи. Более того, если переписать зависимости в приведенных величинах (например, говорить не о проводимости, а об отношении проводимостей при переменном и постоянном токе), для всех веществ они будут выглядеть одинаковыми.

Терагерцевый спектрометр на лампах обратной волны, использованный для получения части экспериментальных данных

© Пресс-служба МФТИ

В своей работе российские ученые совместно с чешскими и германскими коллегами показали, что теория Джоншера также хорошо описывает электрические свойства еще трех материалов, на этот раз органических: белков бычий сывороточный альбумин (BSA) и цитохром C из сердца быка (CytC) и внеклеточного матрикса (extracellular matrix and filaments, EMF) бактерии Shewanella oneidensis MR-1, которая может производить значимый для технологии биологических топливных элементов электрический ток. Эта бактерия используется во многих исследованиях, посвященных альтернативным источникам энергии, и поэтому ее свойства представляют особенный интерес.

Сначала исследователи измерили проводимость указанных материалов, а также потери энергии в диапазоне частот от 1 герца до 100 трлн герц для температур от −260 до 40 °C. Кроме того, они измерили проводимость EMF на постоянном токе при температурах от 0 до 40 °C, температурное поведение теплоемкости, а также оценили содержание воды и металлических ионов во всех трех материалах.

В результате оказалось, что при комнатной температуре проводимость практически постоянна, а при увеличении частоты выше нескольких мегагерц становится пропорциональна некоторой ее степени, близкой к единице. У цитохрома C такая зависимость наблюдается только при относительно низких частотах и высоких температурах, у альбумина не наблюдается вовсе. Это значит, что механизмы проводимости в этих веществах существенно различаются. Скорее всего, в EMF при комнатной температуре есть почти свободные заряды (как в теории Друде, о которой мы говорили в самом начале), в альбумине их нет, а цитохром C занимает промежуточное положение.

Зависимость от частоты проводимости (сверху) и диэлектрической проницаемости (точнее, ее мнимой части, то есть энергетических потерь; снизу) для различных значений температуры. Альбумин отмечен синим цветом, цитохром — красным, EMF — черным. Из графика видно, что проводимость EMF при комнатной температуре и низких частотах практически не меняется, а при повышении частоты или понижении температуры растет линейно с частотой. Проводимость альбумина и цитохрома растет линейно во всем диапазоне частот и температур, а потери энергии остаются постоянными.