Опубликовано 28 мая 2018, 20:37

Исследованы новые сверхтонкие ферромагнитные наноматериалы для спинтронных устройств

© MaxPixels

Ученые Сибирского федерального университета (СФУ) исследовали свойства двух различ-ных двумерных модификаций нитрида ванадия. Эти материалы найдут применение в со-здании спинтронных устройств нового поколения. Результаты исследования опубликованы в журнале Physical Chemistry Letters.

Спинтроникой называется область электроники, которая изучает процессы переноса спинов. Основой классической электроники служит способность электрона взаимодействовать с магнитным полем и переносить заряд. Но кроме заряда электрон обладает собственным магнитным моментом – спином – который также может служить переносчиком энергии и информации. Спин электрона может находиться в двух устойчивых состояниях: направленным «вверх» или «вниз». В обычном электрическом токе концентрации носителей заряда (электронов или ионов) с разнонаправленными спинами равны. Соотношение между ними можно изменять, пропуская ток через ферромагнитный материал. Но не каждый ферромагнитный металл подходит для целей спинтроники. Главный критерий применимости материала – это коэффициент спиновой поляризации. Чем выше этот коэффициент, тем эффективнее материал изменяет спины проходящих через него электронов.

Исследователи Сибирского федерального университета с помощью компьютерного моделирования проанализировали две двумерные модификации нитрида ванадия (VN) и смогли предсказать высокий коэффициент спиновой поляризации (99,9% и 100%). В отличии от обычных материалов, эти наноструктуры имеют толщину 1-3 атома. Это позволит создавать на их основе сверхтонкие устройства памяти и транзисторы.

«Магнетизм в 2D-материалах становится очень актуальной областью, поскольку только год назад удалось получить первые 2D-структуры, обладающие собственным магнетизмом. Двумерные решетки нитрида ванадия были выбраны нами не случайно. Дело в том, что в объемной фазе он является сверхпроводником и ферромагнитных свойств не проявляет. Од-нако, когда мы имеем дело с низкоразмерными материалами, свойства могут кардинально меняться. Атомы ванадия меняют свою электронную конфигурацию и начинают проявлять магнитные свойства. Мы ожидали получить такие свойства в двухмерных решетках, и наши расчеты подтвердились» – говорит автор исследования, инженер-исследователь кафедры теоретической физики Сибирского федерального университета Артем Куклин.

Однако, в отличие от графена, в нитриде ванадия атомы связаны между собой в трехмерную сеть химическими связями.