Опубликовано 14 декабря 2016, 23:47

Физики МГУ описали, как свет и спин взаимодействуют на наномасштабах

© Darkday/Flickr

Ученые МГУ имени М.В. Ломоносова в составе международного коллектива определили эффекты управления светом и намагниченностью в наноструктурах. Работа опубликована в журнале ACS Photonics. Работа выполнена в рамках проекта, поддержанного Российским научным фондом.

«Опубликованная статья представляет собой обзор работ, выполненных широким коллективом исследователей из МГУ, других научных организаций России, Японии и Нидерландов. Работы посвящены различным аспектам взаимодействия света и спина на наномасштабах: влиянию намагниченности наноструктурированной среды на ее оптические свойства и оптическому управлению магнитных явлений в среде», — рассказывает соавтор работы, доцент кафедры фотоники и физики микроволн физического факультета МГУ, доктор физико-математических наук Владимир Белотелов.

Выполненные работы являются комплексными, включающими в себя как теоретический и расчетный анализ, так и экспериментальные исследования. Были разработаны теоретические модели, описывающие исследуемые явления, проведено строгое численное моделирование явлений, изготовлены экспериментальные образцы и проведены измерения. В процессе исследований были предсказаны и наблюдались важные особенности взаимодействия света и спина на наномасштабах, такие как эффективное управление характеристиками света, проходящего через наноструктуру, содержащую металл и магнитную среду, посредством магнитного поля, сверхбыстрое оптическое переключение намагниченности (в пико- и фемтосекундном временном масштабе), оптическое возбуждение и управление спиновыми волнами.

«Проведенные исследования имеют важное практическое значение. Выявленные эффекты управления светом и намагниченностью являются основой для разработки компактных и быстродействующих устройств хранения и обработки информации, высокоэффективных сенсоров магнитного поля, биологических и химических сенсоров», — заключает Владимир Белотелов.