Опубликовано 08 декабря 2016, 19:27

Физики объяснили таинственное свечение неба в 992 году

© Фредерик Эдвин Чёч «Северное сияние»

Ученые установили причины «окрашенных кровью небес», о которых писали в летописях разных стран Евразии в 992 году. Выяснилось, что произошедшая тогда геомагнитная буря была одной из сильнейших за всю историю человечества. Об этом рассказывается на страницах статьи, принятой к публикации в журнале Solar Physics.

Еще несколько лет назад исследователи обратили внимание, что в годичных кольцах деревьев уровень радиоактивного изотопа углерода-14 по всему миру в тот год неожиданно вырос. Причиной этого явление могли быть только космические лучи, попадающие в верхние слои атмосферы и преобразующие азот-14 в углерод-14.

Далее ученые попытались выяснить природу этого космического излучения. Они заметили, что незадолго до роста содержания углерода-14 летописцы сообщают о восьми случаях северного сияния за пределами полярных широт: в Саксонии, северной Ирландии и на Корейском полуострове (октябрь 992 — январь 993). Рассчитав южные границы полярного сияния, исследователи пришли к выводу, что его вызвал солнечный «супершторм», более сильный, чем все зафиксированные в ХХ веке, но менее сильный, чем геомагнитная буря 1859 года, когда северное сияние наблюдали даже над Карибским морем.