Опубликовано 25 декабря 2016, 13:26

История науки: рыцарь, играющий ракушкой на берегу моря

374 года назад родился сэр Исаак Ньютон
История науки: рыцарь, играющий ракушкой на берегу моря

© TNS Sofres/Flickr

Родившийся на Рождество 1642 года хилым и недоношенным ребенком через несколько месяцев после смерти отца, маленький Исаак не внушал семье доверия: крестить его не спешили до первого января, не надеясь, что мальчик выживет. Однако ему повезло: Ньютон прожил 84 года и дату своего рождения считал знаком судьбы.

Научные заслуги Ньютона не нуждаются в подробном представлении, легенда о яблоке и тяготении в наши дни известна каждому ребенку. Его живой и разносторонний ум, пытливость и усердие ученого сделали Ньютона отцом современной физики и первооткрывателем многих основных законов, без которых мы не могли бы представить современную картину мира. Перо его коснулось не только механики, но и математики, оптики, астрономии, а также алхимии и богословия.

Ньютон обладал на редкость скверным характером. У него никогда не было близких друзей и учеников, он постоянно ссорился с коллегами: сконструировавшим микроскоп естествоиспытателем Робертом Гуком, математиком Готфридом Лейбницем и астрономом Джоном Флемстидом (про которого Indicator.Ru уже рассказывал). Однако причиной его высокомерия скорее была невероятная требовательность к самому себе, которую он распространял и на окружающих.

Не любивший общества, Ньютон не желал славы и почета, так как это могло бы только увеличить число его знакомых, чего он всеми силами старался избегать. Поэтому ученый никогда не торопился публиковать свои работы, в результате чего некоторые его труды увидели свет лишь спустя 40 лет после написания.

Нелюдимый Ньютон хотел бы посвятить науке все свое время. Современники предполагали, что он мог бы сетовать на необходимость тратить бесценные часы на сон и прием пищи. Недаром самым плодотворным периодом его работы было вынужденное уединение в родном Вулсторпе в 1664-1666 годах, где натурфилософ спасался от эпидемии бубонной чумы, которая выкашивала в Лондоне по тысяче человек в день. Тихий городок был для него аналогом пушкинского Болдина, где поэт «застрял» из-за карантина, только во время эпидемии холеры, а не чумы, и где он, тоскуя по невесте, писал свои «Маленькие трагедии» (одна из которых, кстати, носит название «Пир во время чумы»).

Именно в Вулсторпе Ньютон встретил ту самую пресловутую яблоню, под которой задался вопросом о всемирном тяготении (правда, вероятнее всего, история про упавшее яблоко — миф), там же ученый проводил свои опыты с призмой, разделяя луч света на цвета спектра. Там же он открыл дифференциальное и интегральное исчисления, за право называться первооткрывателем которых и имел нескончаемый спор с одним из крупнейших математиков того времени, Лейбницем, причем настолько ожесточенный, что он завершился только со смертью последнего.

Почитаемый потомок «Яблони Ньютона». Кембридж, Ботанический сад