Опубликовано 30 марта 2019, 15:55

Коллаборации LIGO и Virgo возобновляют поиск гравитационных волн

Инженеры LIGO начинают аппаратные обновления

© LIGO/Caltech

С 1 апреля 2019 года два гравитационно-волновых детектора LIGO Национального научного фонда (NSF) США и детектор Virgo Европейской гравитационной обсерватории (EGO), расположенный в Италии, возобновляют поиск гравитационных волн от космических источников. Об этом сообщается на сайте LIGO.

Это будет третий цикл наблюдений, называемый О3. В результате первых двух циклов, проходивших в 2015–2017 годах, были впервые зарегистрированы гравитационные волны от слияния двойных черных дыр, а затем было обнаружено еще девять таких событий. Также один раз были зарегистрированы гравитационные волны, вызванные столкновением и слиянием двойных нейтронных звезд. Это событие наблюдалось как в гравитационных волнах, так и в оптическом диапазоне, что ознаменовало собой новую главу в многоканальной астрономии, когда космические объекты наблюдаются одновременно в разных формах излучения.

Зарегистрированные события позволили ученым получить новые ценные знания о свойствах гравитационных волн и их источников. В проекте LIGO участвуют около 1300 ученых из 100 институтов различных стран, объединившихся в Научную коллаборацию LIGO (Laser Interferometer Gravitational-Wave Observatory). Россия представлена двумя научными коллективами: группой физического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и группой Института прикладной физики РАН (Нижний Новгород).

За время, прошедшее после окончания предыдущего цикла наблюдений, ученые, инженеры и техники обеих гравитационно-волновых коллабораций проделали огромную работу по совершенствованию детекторов. В частности, была удвоена мощность лазеров, накачивающих оптическое излучение в гравитационно-волновые интерферометры. Пять из восьми 40-килограммовых зеркал детекторов LIGO были заменены на более совершенные, которые были заново аккуратно подвешены на нитях из плавленого кварца. Для уменьшения уровня квантового шума, связанного с флуктуациями потока фотонов в плечах интерферометра, была использована уникальная технология сжатия света.

В результате этих и других модернизаций чувствительность гравитационно-волновых детекторов была улучшена примерно на 40% по сравнению с той, которая была достигнута в предыдущем цикле наблюдений. Это означает, что в новом цикле значительно увеличится область космического пространства, в котором излучение от источников гравитационных волн может быть зарегистрировано детекторами LIGO и Virgo.