Опубликовано 31 января 2017, 14:27

Найдено объяснение особенностям реликтового излучения в рамках голографического принципа

© Paul McFadden

Международная группа физиков-теоретиков смогла объяснить некоторые свойства неоднородности космического микроволнового фона при помощи идеи голографической Вселенной. Работа коллектива из Великобритании, Канады и Италии опубликована в журнале Physical Review Letters.

Голографический принцип, предложенный в 1993 году Нобелевским лауреатом Герардом ‘т Хоофтом, гласит, что физической модели в четырехмерном пространстве (три пространственных координаты и одно временное) можно поставить в соответствие другую модель, справедливую для трехмерного пространства (две пространственных координаты и одна временная). Таким образом, вся физическая информация, заключенная в «объеме», может быть восстановлена, исследуя только «поверхность». Именно благодаря этому свойству принцип получил свое название: плоская голограмма также позволяет восстановить объемное изображение.

«Представьте, что все, что вы видите, чувствуете и слышите в трех измерениях (а также времени) на самом деле является порождением плоского двумерного поля, — поясняет профессор математики Костас Скендерис из Саутгемптонского университета. — Идея похожа на принцип работы обычных голограмм, например на банковских карточках, только в нашем случае закодирована вся Вселенная».

За последние 20 лет прогресс в изучении Вселенной позволил составить детальную карту космического микроволнового фона — излучения, родившегося спустя всего 380 000 лет после Большого взрыва и являющегося самым продуктивным на данный момент источником информации о Вселенной в целом. Сравнив предсказания о неоднородностях реликтового излучения в рамках своей теории и наиболее популярной сейчас ΛCDM-модели, авторы пришли к выводу, что два подхода дают сравнимые результаты.

«Голография является огромным шагом вперед в плане нашего способа мышления о структуре и происхождении Вселенной, — продолжает Скендерис. — Общая теория относительности Эйнштейна очень хорошо описывает практически все на больших масштабах, но испытывает проблемы с объяснением происхождения Вселенной и других процессов квантовой природы. Ученые долго работали над примирением ОТО и квантовой теории. Некоторые считают, что именно голографический принцип способен на это».