Опубликовано 22 января 2019, 14:29

Нейтринная обсерватория закроется из-за загрязнения среды

Нейтринная обсерватория Borexino

© Borexino Collaboration/LNGS-INFN

Два крупнейших эксперимента Национальной лаборатории Гран-Сассо (Италия) прекратят работу в течение двух лет из-за опасений утечки высокотоксичных соединений. Два года назад небольшое количество химикатов попало в питьевую воду окружающих населенных пунктов. Подробно о ситуации пишет портал Physics World.

Гран-Сассо — это горный массив в центральной части Италии. Сквозь него проходят несколько туннелей, в ответвлении одного из которых под 1400 метрами годных пород находится Национальная лаборатория Гран-Сассо. Здесь расположено сразу несколько экспериментов по физике частиц, так как экранировка необходима для защиты от космических лучей. Две наиболее крупные установки — нейтринные обсерватории Borexino и Large Volume Detector (LVD).

Они обе используют большие количества токсичных органических соединений для работы. Так как они расположены у водоносного слоя, то некоторые защитники окружающей среды высказывали опасения из-за возможного отравления питьевой воды. Несколько некрупных утечек уже случилось — например, в 2003 году случайно было пролито 50 литров псевдокумола (1,2,4-триметилбензола). Всего в Borexino используется 1300 тонн этого соединения, а в Large Volume Detector — 1000 тонн растворителя уайт-спирит.

В результате местные суды несколько раз штрафовали руководство лаборатории, а в ноябре 2018 года управляющая структура — Национальный институт ядерной физики — начала разработку плана по демонтажу обеих установок. Согласно проекту, эксперименты будут работать как минимум до конца 2019 года, однако ученые надеются сдвинуть этот срок еще на год, так как собираемая Borexino статистика должна позволить выделить из принимаемого сигнала нейтрино от CNO—цикла ядерных реакций в ядре Солнца.