Опубликовано 08 ноября 2016, 18:57

Новая теория гравитации позволяет обойтись без темной материи

Иллюстрация теоретических нитей черной материи вокруг Земли

© NASA/JPL-Caltech

Голландский ученый предложил новую теорию гравитации, которая призвана, в частности, объяснить движение звезд в галактиках, не прибегая к темной материи. Статья, где излагается эта теория, представлена в журнале препринтов arXiv.org.

Эрик Верлинде из Амстердамского университета утверждает, что гравитация не является фундаментальной силой, а представляет собой эмерджентный (производный, возникающий вследствие чего-то) феномен. Подобно тому, как температура возникает из-за движения молекул, гравитация появляется благодаря сдвигам в фундаментальных единицах информации, которые хранятся в структурах пространства-времени.

Эти идеи Верлинде сформулировал в 2010 году, а сейчас ученый попытался показать, как они объясняют поведение звезд в галактиках и позволяют истолковать его, не прибегая к фактору темной материи. Речь идет об аномально высокой скорости вращения внешних участков галактик вокруг центра: чтобы объяснить требующуюся для такой скорости силу тяготения, ученые указывают на темную материю. Однако частицы этой материи пока не удалось пронаблюдать.

Верлинде включил в свою теорию голографический принцип — гипотезу, выдвинутую в 1993 году его учителем Герардом ‘т Хофтом. Согласно этом принципу, вся информация Вселенной может быть представлена на огромной воображаемой сфере вокруг нее. Однако Верлинде вносит коррективы: часть информации Вселенной содержится и в ее собственном пространстве. Именно эта информация и необходима для описания другого «темного» компонента Вселенной — темной энергии. И она же дает силу, которая в точности соответствует той, что обычно приписывают темной материи.

Согласно базе астрономических данных ADS, Эрик Верлинде является автором более 50 научных работ, которые процитированы в общей сложности более 4900 раз.