Опубликовано 09 апреля 2017, 14:21

Физики проследили, как рентгеновское излучение меняет органическую молекулу

© Garry Moore/Global Look Press

Специалисты из Германии, Швеции и США использовали импульсы рентгеновского излучения, чтобы исследовать, как энергия импульса преобразуется в относительно простой молекуле — 2-тиопиридоне. Это поможет понять, какие изменения происходят в более сложных соединениях, например ДНК. Работа опубликована в журнале Angewandte Chemie.

Когда ДНК испытывает воздействие ультрафиолета, молекула может выбрасывать ядро атома водорода, чтобы предотвратить разрушение других химических связей. Схожим образом ведет себя и молекула 2-тиопиридона. Направляя на нее импульсы длительностью несколько фемтосекунд, ученые наблюдали за состоянием связей между атомом азота и соседними с ним углеродом и водородом.

«Пока мы хотим попробовать на простом примере. Проще рассмотреть эффект фотовозбуждения на молекуле 2-тиопиридона, потому что она небольшая и содержит лишь один атом азота», — пояснил один из авторов работы, аспирант Потсдамского университета Себастьян Экерт.

В ходе экспериментов ученые подтвердили, что свет в видимом диапазоне разрушает связи между атомами азота и водорода, однако энергия рентгеновских лучей направляется на связи между азотом и углеродом, разрушая их. В дальнейшем группа ученых рассчитывает проследить схожие процессы в более сложных молекулах.