Опубликовано 20 апреля 2018, 12:02

Расширение Вселенной воссоздано в лаборатории

© Dr Chris Fluke/Centre for Astrophysics and Supercomputing/Swinburne University of Technology

Физики реализовали модель расширения Вселенной на основе ультрахолодных атомов. Авторы считают, что полученную систему можно использовать для проверки космологических теорий. Исследование опубликовано в журнале Physical Review X.

В современной физике все большую популярность приобретает лабораторное моделирование одних физических процессов посредством других. Одной из самых удобных систем для манипулирования являются облака холодных атомов, находящихся в состоянии конденсата Бозе — Эйнштейна. Их используют для изучения других феноменов, с которыми сложно экспериментировать непосредственно, таких как сверхтекучее твердое тело, необычные сверхпроводники и черные дыры.

В новой статье физиков из Мэрилендского университета в Колледж-Парке в США показывается, что облако конденсата очень похоже на раннюю Вселенную. В работе используется несколько сотен тысяч холодных атомов натрия-23, пойманных в лазерную ловушку в форме бублика. Затем радиус ловушки увеличивается в несколько раз за несколько десятков миллисекунд, из-за чего конденсат расширяется со сверхзвуковой скоростью. В течение процесса физики получали изображения системы, из которых можно вычислить временную эволюцию плотности конденсата, а также амплитуд и частот характеризующих его фононов — квантов колебаний.

Расширяющиеся кольцеобразные облака холодных атомов напоминают раннюю Вселенную