Опубликовано 30 мая 2023, 12:36
2 мин.

Разработана отечественная технология создания линейных ускорителей электронов и позитронов

Клистрон производства ИЯФ СО РАН на тестировании

© Алексей Паевский

Специалисты ИЯФ СО РАН разработали отечественный клистрон — самую важную часть линейных ускорителей электронов и позитронов, которые, в свою очередь, необходимы для создания коллайдеров и синхротронов. Теперь в России можно создавать линейные ускорители электронов и позитронов исключительно на отечественных технологиях.

Линейные ускорители электронов и позитронов — одна из самых важных частей научных установок, которые разгоняют частицы почти до скорости света: коллайдеров, синхротронов, источников комптоновского и терагерцевого излучения и так далее. Чтобы разогнать частицы, требуется очень большая импульсная сверхвысокочастотная (СВЧ) мощность — около 50 МВт (примерно столько же требуют 50 тысяч электроплит, включенных одновременно). Поэтому самая важная часть ускорителя — клистрон. Он обеспечивает необходимую мощность, создавая ускоряющее поле. «Если ускоритель - автомобиль, то клистрон - его двигатель», — комментирует директор ИЯФ СО РАН академик РАН Павел Логачев.

Без клистрона невозможно создать ускоритель частиц, такой как ЦКП «СКИФ» в Новосибирске. Изначально Институт ядерной физики Сибирского отделения РАН планировал закупить клистроны у японской компании Canon, однако контракт был разорван после поставки только одного прибора из четырех необходимых. Поэтому российские ученые разработали собственную технологию создания этих устройств.

Мощность первого клистрона, созданного в ИЯФ СО РАН, уже достигла проектной мощности в 50 МВт. Устройство уже два месяца работает надежно с параметрами, превышающими потребности СКИФ, институт начал изготавливать первые серийные приборы.

Создание отечественной технологии создания клистонов теперь позволит создавать линейные ускорители электронов и позитронов высокой энергии на полностью российских технологиях.

Линейный ускоритель в работе демонстрирует сотрудник ИЯФ Мария Арсентьева

© Алексей Паевский

Отечественный ускоритель будет установлен в ЦКП «СКИФ», также его можно использовать и при создании других установок. «В России технология может быть востребована при создании проектируемых источников синхротронного излучения КИСИ-Курчатов, РИФ, СИЛА, для электрон-позитронного коллайдера Супер С-тау фабрика, источника комптоновского излучения в Сарове, источника нейтронов в Дубне», — рассказал директор ИЯФ СО РАН академик РАН Павел Логачев.

Научный руководитель портала Алексей Паевский побывал в ИЯФ на презентации нового прибора. В ближайшее время мы опубликуем интервью с руководителем ЦКП СКИФ Евгением Левичевым.