Опубликовано 29 ноября 2016, 08:35

Ученые изобрели самые стабильные атомные часы

Иттербиевые атомные часы, созданные учеными Национального университета стандартов и технологий

© N. Phillips/NIST

Ученые из Национального института стандартов и технологий (США) разработали самые стабильные атомные часы в мире. Результаты их исследования опубликованы в журнале Nature Photonics.

Атомные часы — это устройство для измерения времени, в котором за периодический процесс принимаются собственные колебания, связанные с происходящим на атомном и молекулярном уровнях. Стабильность атомных часов зависит от того, насколько точно продолжительность каждого тиканья совпадает с предыдущим и последующим «тиком». Чем стабильнее часы, тем лучше их измерения.

В ходе разработки ученые соединили двое иттербиевых атомных часов. Несмотря на невероятную стабильность прибора, ученые постоянно совершенствуют его. Например, созданные атомные часы искажают частоту лазерного излучения, которое служит для синхронизации с атомами часов. Хотя искажение очень мало, оно может повлиять на работу часов, поэтому ученые исправляют недостатки.

Предыдущие модели атомных часов работали, чередуя подстройку от кварцевого генератора излучения и простой, когда генератор не работал. Точность нового прибора достигается за счет того, что в нем нет этого простоя, так как часы подстраиваются поочередно то под генератор одних часов, то под генератор других.

Ученые утверждают, что разработанное ими устройство в десять раз стабильнее, чем прибор, до этого момента считавшийся рекордсменом.