Опубликовано 30 ноября 2019, 18:27

«Супермен в лаборатории точно не помешал бы»

Как найти детектор успеха
«Супермен в лаборатории точно не помешал бы»

© NRC

О новом «нано-», о главном для старта научной карьеры факторе и будущем радиационных технологий — в интервью доцента Уральского федерального университета Сергея Звонарева для проекта Indicator.Ru и Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию «Я в науке».

— Сергей, чем вы занимаетесь в науке?

— Моя специальность — физика конденсированного состояния, и мои исследования связаны с разработкой детекторов ионизирующих излучений (или, попросту, радиации), основанных на люминесцентных приборах. Чтобы создать подобный детектор, нужны приборы с высоким выходом люминесценции, то есть высокоэффективные.

— Какие практические задачи ваша работа поможет решить?

— Прежде всего, это создание высокоточных дозиметров для области радиационных технологий. В конечном итоге, если нам удастся создать продукт на основе материалов, которые мы исследуем (а я думаю, что удастся, потому что уже есть положительные результаты), это позволит более точно определять дозу ионизирующих излучений в ядерной медицине или в производственных радиационных технологиях, например при сшивке полимеров и дезинфекции пищевых продуктов. Это сделает более безопасной нашу жизнь.

— Если пофантазировать, как разработки в вашей научной сфере могут изменить мир? У вас есть какая-нибудь идеальная картина будущего?

— Год или два назад была, пока я не увидел ее в реальности. На одной из выставок Росатома показывали батарейку на основе радиационных технологий, срок службы которой примерно соизмерим с жизнью человека. Это достижение, я думаю, перевернет все технологии. Представьте, что вы покупаете автомобиль, и его никогда не понадобится заправлять. А вообще, если пофантазировать, то в будущем, я предполагаю, мы будем перемещаться с помощью рюкзаков. Как Карлсон: надел ранец и через несколько минут оказался в той точке, в которую должен был попасть. Никаких пробок, никаких подзарядок батарей, никаких углеводородов.

— А какими своими результатами в науке вы гордитесь уже сейчас?

— Грантами, которые я получаю, но не из-за материальной составляющей. Каждый грант — это оценка моей работы внешними экспертами.

— Раз вы заговорили о грантах, расскажите, что делать молодому ученому, чтобы успешно их получать? Как вы считаете, возможностей сейчас достаточно?

— Мер поддержки молодых ученых сегодня действительно много, мне кажется, сейчас их на порядок больше, чем их существовало, когда я был студентом и аспирантом. А первый шаг к тому, чтобы их получить, — написать заявку. Я советую не бояться участвовать в конкурсах. Если вы не подали заявку, то точно не выиграете, а если попробовали и не выиграли — это не значит, что не получится в следующий раз. Надо работать над своим проектом, совершенствовать стиль его описания, ориентироваться на выигрыш и постоянно участвовать в конкурсах.

— Какие советы вы могли бы дать школьнику, который только выбирает будущую профессию и думает, подходит ему научная карьера или нет?

— Если школьник уже заинтересовался наукой, к примеру после лекции какого-нибудь известного ученого, нужно углубиться: посмотреть материалы по данному направлению, узнать о его перспективах, посмотреть, какие есть достижения в России и в мире. И самое главное, найти научного руководителя, который будет способен довести в будущем молодого ученого до уровня определенной самостоятельности. Это один из важных факторов, который просто необходим для начала научной карьеры.

— А в каком возрасте и почему вы решили стать ученым?

— Путь был непростым. Но в моем роду есть династия ученых, мой дед — один из первых выпускников физико-технического факультета, дядя занимается исследованиями в Уральском отделении РАН, и меня пойти в науку подтолкнул в том числе их опыт.

— Как студенту, который только-только начинает, ищет лабораторию, добиться успехов в исследованиях?

— Как я уже говорил, ключевую роль для молодого ученого всегда играет научный руководитель. Если студент заинтересован в науке, то есть внутренне мотивирован, и у него есть научный руководитель, который также активен и занимается исследованиями на передовом мировом уровне, то все получится.

— Какие самые, по-вашему, интересные сейчас, «горячие» точки в вашей области науки, которые могут привлечь молодежь?

— Интересный вопрос. Буквально в марте я ездил на глобальную конференцию в Испанию, и там была секция по направлению «гибридные материалы». Я впервые увидел, что можно соединять органику с неорганикой, причем таким образом, что свойства меняются кардинально. Почти так 10 лет назад говорили про нанотехнологии: когда вы из микроструктурного состояния переходите в наноструктурное, различные свойства меняются на один-два порядка. Думаю, что в моей области создание материалов на основе гибридных технологий было бы очень перспективно.

— А насколько ваша жизнь насыщена такими международными и российскими конференциями?

— Участие в международных и российских конференциях обязательно для молодого ученого, нужно апробировать свои результаты. В моем случае это две-три конференции в год с публикацией в журналах двух первых квартилей.

— О чем вы хотели бы предупредить молодых людей, которые только идут в науку? К чему должен быть готов молодой ученый?

— Если молодой ученый идет в науку, у него должна обязательно быть база. База фундаментальных знаний физики, математики, химии — для естественных наук, механики и других дисциплин — для технических, своего спектра дисциплин — для гуманитарных наук. Без этого в науке никак.

— А посоветовали ли бы вы своему ребенку избрать научную карьеру?

— Своему ребенку я, наверное, ничего бы не советовал, чтобы он сам выбрал, чем хочет заниматься. Но мой старший учится в четвертом классе и уже пытается делать какие-то проекты. В принципе, смотря на папу, он уже ориентируется на науку.

— Если бы вы могли отправить себе письмо в прошлое на пять-десять лет назад из 2019 года, что бы вы себе написали?

— Я бы никогда не написал себе письмо. Я люблю сюрпризы, люблю достигать новое. Поэтому иметь план с известным заранее результатом мне не интересно.

— Какого художественного персонажа вы бы хотели видеть сотрудником своей лаборатории?

— Какой-нибудь Супермен в нашей лаборатории точно не помешал бы. Некоторые эксперименты у нас проходят месяц и больше, было бы здорово ускорить этот процесс.

— Какая ваша любимая книга?

— У меня их много, одну выделить не могу. Но это книги по мотивации, экономике, и, наверное, инвестированию.

— Какие иностранные языки вы знаете, а какой хотели бы выучить?

— Знаю английский, а вообще мечтаю изучать итальянский и французский — это очень красивые языки, приятно приезжать в страну и разговаривать на ее родном языке. Но, к сожалению, пока такой возможности нет.

— Чем вы увлекаетесь? Откуда черпаете силы для работы?

— Из сна! А в качестве хобби у меня спорт, я люблю как командные, так и индивидуальные виды спорта.

— Продолжите фразу: «Я в науке, потому что…»

— Я в науке, потому что это очень интересный процесс, который приводит к неожиданным результатам.

Материал подготовлен при поддержке Фонда президентских грантов

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.