Опубликовано 09 марта 2017, 18:48

Физики открыли сверхэффективный режим течения электрического тока в наноструктурах

© Пресс-служба ИППИ РАН

Международная группа ученых, в которую вошел сотрудник Института проблем передачи информации имени А.А. Харкевича РАН и Института Вейцмана (Израиль) Григорий Фалькович, показала, что сильное взаимодействие электронов в наноструктурах может приводить к резкому уменьшению электрического сопротивления. Результаты опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Эффективный перенос электрического заряда обычно ассоциируют с потоком свободных электронов, движение которых называют «баллистическим» по аналогии с полетом снарядов. Однако Григорию Фальковичу и его соавторам, ученым Массачусетского технологического института Гуо Хаою, Экину Ильсевену и Леониду Левитову, удалось показать, что, когда электроны не летят свободно, а взаимодействуют друг с другом и образуют квантовую жидкость, сопротивление току такой жидкости может быть гораздо ниже баллистического предела. Этот эффект достигается за счет того, что в потоке квантовой жидкости электроны не «налетают» на препятствия, а как бы «обтекают» их.

«Супербаллистический» перенос электронов со сверхмалыми потерями энергии выглядит особенно впечатляюще, когда электрический ток течет через так называемый точечный контакт. В этой наноструктуре при абсолютном нуле температуры реализуется баллистический режим движения электронов, а при более высоких температурах — режим вязкой электронной жидкости.

«Эффект может иметь значительные практические приложения в создании новой "вязкой электроники" на основе графена и других наноматериалов», — говорит Григорий Фалькович.

До сих пор самым известным механизмом переноса электронов со сверхмалыми потерями энергии была сверхпроводимость, открытая датским физиком Камерлинг-Оннесом в начале прошлого века. В отличие от сверхпроводящего тока вязкая электронная жидкость может течь при довольно высоких температурах, что открывает совершенно новые перспективы для наноэлектроники.

Годом ранее, в феврале 2016 года, Григорий Фалькович и Леонид Левитов показали, что квантовая электронная жидкость может течь в направлении, противоположном закону Ома, создавая отрицательное сопротивление. Это предсказание, опубликованное в Nature Physics, практически одновременно было подтверждено в эксперименте, осуществленном при участии Нобелевских лауреатов Константина Новоселова и Андрея Гейма, статья которых появилась в марте того же года в журнале Science.