Опубликовано 15 сентября 2017, 17:41

Ученые увидели вылетающее из бутылки теплого шампанского синее облако

Пробка вылетает из бутылки шампанского, хранившейся при 20 °C

© Université de Reims

Ученые обратили внимание на то, что, если открыть бутылку шампанского, хранившуюся при 20°C, из нее выбрасывается микрооблако синего цвета с температурой ниже нуля. Статья о любопытном феномене была опубликована в журнале Scientific Reports.

Выделившийся газ исследователи из Университета в Реймсе во Франции зафиксировали при помощи сверхскоростной камеры. Если вы открываете бутылку шампанского, охлажденную до 6–12°C, из нее выделяется серо-белое облачко. Это объясняется тем, что быстро вылетающий из бутылки газ мгновенно расширяется по адиабатическому закону — температура падает и формируется легкая дымка.

При температуре 20°C, которая не рекомендуется для хранения шампанского, образуется не белое, а синеватое облачко. Используя высокоскоростные камеры, которые снимают до 12 000 кадров в секунду, авторы работы смогли проследить за явлением. Голубой цвет облачка нельзя разглядеть невооруженным глазом, так как явление длится всего около двух или трех тысячных долей секунды.

По словам исследователей, при температуре 20°C бутылки находились под давлением около 8 бар, и адиабатическое расширение позволило снизить температуру выходящего газа до температуры льда (—90°С). Она меньше, чем температура, при которой замерзает углекислый газ. Таким образом, синее облако образуется, когда из CO2 формируются миниатюрные частицы сухого льда, которые отражают окружающий свет.

Ученые признают, что никакого практического смысла в их исследовании нет. «Это просто красивый физический эксперимент. Кто бы мог подумать, что всего за несколько миллисекунд мы сможем узнать о таких экстремальных условиях, возникающих во время открывания бутылки с шампанским», — вопрошают исследователи.