25 мая, 14:00
3 мин.

Ученые ОИЯИ исследуют фресковую живопись Троице-Сергиевой Лавры

Ученые ОИЯИ исследуют фресковую живопись Троице-Сергиевой Лавры

ОИЯИ

Сотрудники Группы нейтронного активационного анализа ЛНФ ОИЯИ приступили к новому этапу работ в рамках соглашения с Межобластным научно-реставрационным художественным управлением (АО «МНРХУ»). На этот раз предметом их научного исследования стали фрески Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры (Сергиев Посад).

Сотрудничество ОИЯИ с искусствоведами и реставраторами ведется уже около трех лет. За это время сотрудники ГНАА исследовали стенописи Георгиевского собора Юрьева монастыря (Великий Новгород, XII век), Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (Псков, XII век) и Смоленского собора Новодевичьего монастыря (Москва, XVI век). Результаты этих исследований высоко оценили ведущие российские искусствоведы на семинаре, организованном Государственным институтом искусствознания Министерства культуры РФ в начале 2022 г. Четвертым памятником старины, фрески которого исследуют в настоящий момент ученые-физики, стал Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры.

Троицкий собор является главным действующим храмом Троице-Сергиевой Лавры и одновременно древнейшим строением на ее территории, 1422-1423 годов постройки. Сейчас внутри собора проводят реставрационно-консервационные работы: удаляют поверхностные загрязнения (копоть) и более поздние напластования в виде лака, клея, выполняют укрепление штукатурного основания. Утраченные места в стенописи точечно тонируют акварельными красками.

20 мая, после того, как стены были очищены от копоти, сотрудники группы к. х. н. Ольга Филиппова и к. ф.-м. н. Андрей Дмитриев приступили к исследованиям in situ. «Мы провели на месте неразрушающий элементный анализ портативным прибором для рентгено-флуоресцентного анализа, измерили спектры более чем в 120-ти точках, в том числе в барабане собора», — рассказала Ольга Филиппова.

Методом инфракрасной спектроскопии будет изучен молекулярный и минеральный состав фресок, для того чтобы определить и подтвердить, какие использовались пигменты и связующие во время полной росписи собора в XVII веке и при поновлениях XIX-ХХ веков.

«Сотрудники ОИЯИ проводят работы по изучению пигментных и штукатурных составов в Троицком Соборе. Мы ожидаем, что после проведения сравнительного анализа будет получено подтверждение принадлежности этой живописи к XVII веку», — прокомментировала художник-реставратор первой категории бригады им. В. Д. Сарабьянова АО «МНРХУ» Варвара Сергиеня. Она рассказала, что изначально собор был расписан великим иконописцем Андреем Рублевым, однако эти росписи были практически утрачены. Сохранившаяся до наших времен фресковая живопись была выполнена около 1635 г. За многие годы роспись неоднократно записывалась, в XVIII веке она была вновь прописана масляными красками; несколько поновлений было в XIX веке, когда были изменены некоторые сюжеты. В ХХ веке были начаты большие реставрационные исследования.

«Мы очень рады нашему сотрудничеству, тому, что у нас появилась возможность глубоко и комплексно изучить химический состав красок памятника. Все предыдущие работы выполнялись очень быстро и качественно, что не может нас не восхищать. Осведомленность и научный подход сотрудников ОИЯИ замечательны. Теперь наши памятники будут изучены более тщательно, чем это было сделано в середине ХХ века», — добавила эксперт.