Опубликовано 03 октября 2016, 18:03

В США сломался мощнейший термоядерный реактор

© PPPL

В результате неполадок токамака NSTX-U (National Spherical Torus Experiment Upgrade) США рискует остаться без самой главной в стране экспериментальной установки термоядерного синтеза. Теперь, в связи с планируемым закрытием лаборатории Alcator C-Mod в Массачусетском технологическом институте, в США может остаться только один действующий термоядерный реактор. Об этом сообщает Nature News.

Токамак — это тороидальная камера с магнитными катушками, которая используется для удержания плазмы с помощью магнитного поля. Установка позволяет осуществлять контролируемый термоядерный синтез. Токамак NSTX-U считается мощнейшим в мире сферическим токамаком, магнитная индукция которого составляет 1 тесла, тепловая мощность — 10-12 мегаватт.

Поломки в установке произошли вскоре после окончания четырехлетних работ по модернизации токамака, на которые было выделено 94 млн долларов. Известно, что причиной сбоев в установке NSTX-U стал выход из строя одного из 14 магнитов спустя 10 недель работы. По некоторым данным, это могла произойти из-за чересчур жесткой медной намотки катушки.

Предполагается, что на ремонт токамака, уйдет около года. После обнаружения неполадок в установке в отставку ушел глава Принстонской лаборатории физики плазмы Стюарт Прагер. Однако Прагер заявил, что об уходе (после восьми лет на посту директора) он задумывался давно, собираясь передать эстафету следующему руководителю.

Второй мощный термоядерный реактор, расположенный в лаборатории Alcator C-Mod в Массачусетском технологическом институте, 30 сентября прекратит работу по указу Министерства энергетики США. Если это решение не будет пересмотрено, в США останется только один действующий термоядерный реактор, который находится в ведении подрядчика Минобороны компания General Atomics в Сан-Диего.