Опубликовано 31 октября 2019, 11:25

Физики нашли верхний предел массы гравитона

© Y. Gominet/Paris Observatory

Группа исследователей из Национального центра научных исследований Франции измерила точные отклонения орбит планет и смогла рассчитать верхний предел массы гравитона — гипотетической частицы, передающей гравитационное взаимодействие. Статья ученых была опубликована в журнале Physical Review Letters.

Общая теория относительности Эйнштейна предполагает, что искривление пространства-времени, происходящее вокруг небесных тел большой массы, связано с существованием гравитона — гипотетической частицы, передающей гравитационное взаимодействие. Классическая теория предполагает, что гравитон не имеет массы. Ученые уже много лет пытаются либо доказать правильность этой теории, либо опровергнуть ее, показав, что частица обладает массой.

Один из подходов к такому доказательству включает в себя измерение скорости расширения Вселенной — предполагается, что если гравитон действительно имеет массу, то его верхний предел будет приблизительно 10-32 эВ. К сожалению, этот результат основан на большом количестве предположений, многие из которых до сих пор считаются спорными. Другой способ сделать это — изучить отклонения орбит планет, которые могут появляться, если гравитон имеет массу. В своей новой работе исследователи нашли способ повысить точность такого подхода.

Работа включала временное замораживание движения звезд и планет в разные моменты времени. Первым из них был 2000 год. Исследователи вычислили массу, положение и скорость Солнца, планет и нескольких астероидов за этот год. Затем они создали уравнения, которые позволили им рассчитывать предполагаемое движение планет и Солнца в период с 1913 по 2017 год. Эти временные периоды были выбраны потому, что команда смогла найти для них данные реальных измерений.

При выполнении расчетов исследователи обнаружили, что верхний предел массы гравитона с точностью 90% составляет 6,76×10-23 эВ. Исследователи отмечают, что их число было очень близко к тому, которое было найдено командой, использующей данные интерферометров LIGO, но предполагают, что любые сходства были чистым совпадением.