Опубликовано 02 июня 2017, 19:41

Загрязнения от ископаемого топлива «чернят» снег даже на Южном полюсе

© MemoryCatcher/Pixabay

Исследовав состав и спектральные характеристики снега около базы Амундсен — Скотт, ученые обнаружили в нем высокое содержание примесей, среди которых черный углерод — частицы, получающиеся как результат неполного сгорания ископаемого топлива и поглощающие солнечный свет в широком диапазоне длин волн. Результаты изложены в Journal of Geophysical Research: Atmospheres.

Покрытые снегом просторы Антарктиды являются одними их самых незагрязненных и наиболее отражающих солнечный свет мест на Земле, тем не менее даже на Южном полюсе в снеге находятся частицы из промышленных выбросов, которые приводят к понижению альбедо — отражательной способности вещества, что вызывает уменьшение количество отражаемого в космос солнечного света. Человеческий вклад в изменение альбедо снега является важным компонентом климатических моделей, но остается относительно плохо исследованным, так как методы дистанционного зондирования способны только грубо оценить свойства снега.

В новой работе группа ученых под руководством Кимберли Кейси из Лаборатории криосферных наук NASA напрямую измеряла отражательную способность снежного покрова в видимом и ближнем инфракрасном диапазонах в семи точках около Южного полюса. Собранные данные позволили им лучше определить эффект примесей на тепловой баланс снега. Исследователи определили размер частиц и содержание элементов в образцах снега методами аналитической химии, микроскопии и спектроскопии. Результаты показывают, что радиационный прогрев изученных образцов составляет до 70 Вт/м2, что почти на два порядке выше, чем для чистого снега.

Также оказалось, что кажущийся на глаз абсолютно чистым снег может содержать значительно количество загрязнений. Заметное без использования приборов отличие достигается, когда примеси уменьшают альбедо по крайней мере на 25%. Авторы надеются, что новые данные продемонстрируют важность количественного анализа влияния контаминации на уменьшение альбедо снега и помогут улучшить климатические модели.