Опубликовано 04 мая 2017, 17:42

Физики впервые запустили самый большой в мире рентгеновский лазер

© European XFEL/Heiner Müller-Elsner

Инженеры провели первый пуск Европейского рентгеновского лазера на свободных электронах (European XFEL), самой большой подобной установки в мире, сообщается на сайте проекта.

Первый луч, сгенерированный лазером, имел длину волны 0,8 нм, примерно в 500 раз короче, чем видимый свет. Частота составляла один импульс в секунду (позднее ее доведут до 27 тысяч в секунду).

«Это важный момент, ради него мы с нашими партнерами работали многие годы. European XFEL произвел свой первый рентгеновский лазерный луч. Установка, для которой многие страны создавали детали и делились своими разработками, прошла первую большую проверку», — рассказал управляющий директор European XFEL Роберт Файденхансл.

Установка имеет в длину 3,4 км, большая ее часть находится в подземных тоннелях на глубине от 6 до 38 метров. Работы над проектом начались в 2002 году, в 2009-ом стартовали строительные работы. Официальный запуск установки запланирован на сентябрь 2017 года. Затраты на строительство и ввод в экспуатацию составили €1,22 млрд. В ее создании принимали участие 11 европейских стран (основной вклад принадлежит Германии и России – 58% и 27% затрат соответственно). Россия также обеспечила поставку части деталей: электромагнитов, частей вакуумных систем, криогенных компонентов, а также испытательных стендов.

На XFEL планируется исследовать структуру молекул и различных материалов, наблюдать за быстрыми химическими реакциями, проводить измерения и эксперименты в области физики, химии, биологии, нанотехнологий и наук о материалах. По многим параметрам (например, частоте импульсов и яркости) лазер значительно превосходит существующие аналоги.