Опубликовано 18 мая 2018, 15:38

Генно-модифицирования картошка уменьшит применение пестицидов на 90%

© Simon Davis/EPA/PxHere/Indicator.Ru

Ученые провели полевые исследования генно-модифицированного картофеля, устойчивого к распространенному заболеванию корнеплода — фитофторозу. Оказалось, что на полях с такой культурой можно применять в десять раз меньше средств для уничтожения вредителей. Работа опубликована в European Journal of Agronomy.

Фитофтороз заражает растения, в основном пасленовые. Его вызывает организм Phytophthora infestans. Раньше его относили к грибам, но теперь классифицируют как протиста. Пораженные растения быстро чахнут, поэтому фермеры вынуждены опрыскивать их пестицидами примерно каждую неделю. Фитофтороз стал причиной картофельного голода и массовой гибели населения в Ирландии в середине XIX века и представляет из себя одну из основных проблем мирового картофелеводства.

В новой работе сотрудники Вагенингенского университета в Нидерландах и ирландского сельскохозяйственного ведомства Teagasc рассказали, что разработали двухступенчатый план, который должен уменьшить вред для окружающей среды от использования средств для борьбы с фитофторозом. Первый элемент плана — новый сорт ГМ-картофеля, устойчивого к заболеванию, а второй — стратегия борьбы с вредителями, согласно которой не надо использовать отравляющие вещества в целях профилактики, а только в случае явной опасности.

Подход тестировался в течение трех лет на территории как Ирландии, так и Нидерландов. Использовались три сорта растений: страдающая от фитофтороза Дезире, естественно устойчивая к нему Сарпо Мира и модифицированная Дезире. Все разновидности выращивалась как по стандартной методике с еженедельным опрыскиванием, так и по авторской, а также вообще без использования пестицидов для контроля. Для стандартной Дезире разработанная стратегия позволила уменьшить применение химикатов на 15%, а для других — на 80-90%. Авторы считают, что придуманный ими план подходит и для некоторых других растений, что должно быть выгодно как для фермеров, так и для окружающей среды и покупателей.