Опубликовано 06 июня 2019, 10:24

Предки грецкого ореха вымерли в ледниковом периоде

© Leonhard Foeger/Reuters

Международная группа ученых раскрыла происхождение грецкого ореха. Как оказалось, он представляет собой гибрид двух видов, вымерших во времена ледниковых периодов. Результаты полногеномного анализа рода Juglans были опубликованы в Molecular Biology and Evolution.

Деревья рода Juglans из семейства ореховых произрастают в теплоумеренных районах Евразии и Северной Америки, в горах Южной Америки. Всего род составляет 21 вид, самый известный из которых — грецкий орех (J. Regia) происходящий из Балкан, Юго-Западной и Центральной Азии. Все виды — деревья высотой до 40 м и с перистыми листьями. Эволюционная история рода берет начало в Северной Америке около 35—45 млн лет назад. Известно, что в те времена род Juglans разошелся на две филогенетических ветви — предшественников черного ореха (Juglans nigra) и серого ореха (Juglans cinerea). Однако дальнейшие пути развития рода оставались до сих пор загадкой.

Полногеномное секвенирование 80 деревьев, представляющих 19 видов рода Juglans, показало, что грецкий орех — продукт гибридизации двух давно вымерших видов. К концу олигоцена (23—33,9 миллиона лет назад) разошедшиеся черный орех и серый орех распространились в Европу, где объединение генетического материала этих двух видов около 3,45 млн лет назад дало предшественника современного грецкого ореха. В течение плейстоцена (11,7 тыс.—2,6 млн лет назад) Земля многократно подвергалась ледниковым периодам — отрезкам времени, когда льды покрывали материки и уровень мирового океана значительно падал. Во времена оледенения все европейские представители рода Juglans погибли, оставив на территории Старого Мира только гибрид, который и дал начало грецкому ореху. Серый и черный орехи и сейчас распространены на территории Северной Америки.

Исследователи смогли охарактеризовать генетический набор не только грецкого ореха, но и железного ореха (J. sigillata), и серого ореха (J. cinerea). По словам авторов, геномный мозаицизм всех трех видов свидетельствует о продолжительной гибридизации на протяжении их эволюции.