Сельское хозяйство

Математическая модель поможет выбрать культуры для предотвращения засух

ISO Republic

Международная группа математиков создала модель, которая помогает определить, как культуры влияют на сохранение воды в разных климатических условиях и на разных типах почв. Об этом исследователи рассказали в статье на страницах журнала Hydrological Processes.

Ученые из Великобритании, США и Германии создали математическую модель, которая помогает предсказывать сложные взаимоотношения между типом почв, растительностью на них и водным режимом – то есть, всей поступающей из атмосферы и почвы и уходящей обратно влагой. Модель под названием EcH2o-iso помогает определить, как долго вода сохраняется при разных почвах и природных ландшафтах. К примеру, если на пляже условиях вырастет лес, вода будет испаряться в атмосферу и попадет в ускоренный цикл, а трава, наоборот, будет удерживать влагу в грунте.

Математическая модель поможет фермерам сохранять водные ресурсы и противостоять изменению климата. Кроме того, различные типы растительности помогают спасти почву от эрозии – размывания дождями и выветривания (от этой проблемы страдают и российские черноземы, поглощаемые оврагами). Проверить расчеты компьютера ученым удалось и в полевых исследованиях, которые проводились возле озера Гросер-Штехлинзе на севере Германии.

В сельском хозяйстве модель пригодится, чтобы предсказывать влияние растительности на то, насколько потребуется увлажнять этот участок и как он изменится после выращивания определенных культур. По словам авторов работы, более ранние модели рассматривают ландшафт с растительностью как нечто статичное, и не отражают физиологические процессы растений, например, эвапотраспирацию — испарение воды с поверхности листьев и почвы, а также взаимодействие между производством растительной биомассы и состоянием почвы.