Опубликовано 05 ноября 2020, 16:50

На распространение сельскохозяйственных культур в Китае повлияли кулинарные предпочтения

© Academy of Chinese Studies

Американские ученые выяснили, что на распространение пшеницы и ячменя в Древнем Китае большое влияние оказали кулинарные традиции, сложившиеся еще задолго до одомашнивания растений. Исследование опубликовано в журнале PLOS ONE.

Зерновые культуры, к которым относятся пшеница, рис, ячмень, просо и другие, являются наиболее важными источниками пищи сегодня. Не менее значимы они были и в древности. Ученым важно знать, как зерновые сельскохозяйственные культуры распространились по миру. Особенно перспективно в этом плане изучение Китая, страны, которая известна широким разнообразием продуктов питания и ранним внедрением в рацион одомашненных культур.

Американские ученые собрали данные о результатах изотопного анализа 2448 образцов человеческих скелетов из 128 археологических раскопок по всему Китаю, охватывающих период времени более 6000 лет. Изотопный анализ позволяет восстановить, чем питался человек, основываясь на содержании изотопов в останках. С помощью этой информации ученые смогли сделать выводы о рационе китайцев.

Они обнаружили, что до 2000 года до н. э. наиболее отличались северная и южная китайские кухни, а после — западная и восточная. По мнению ученых, это изменение рациона не связано с переходом от одной формы добычи пищи к другой, например от собирательства к земледелию. Вместо этого здесь есть множество факторов, которые в разное время оказывали влияние. Например, различие между северной и южной кухней может быть объяснено различными климатическими условиями, в которых было лучше выращивать разные культуры. Также ученые пришли к выводу, что кулинарные традиции, уходящие еще в далекое досельскохозяйственное прошлое, позволяют объяснить динамику распространения зерновых культур, таких как пшеница и ячмень. Они были завезены в Китай около 4000 лет назад в центральную часть страны из Юго-Восточной Азии, но потом относительно быстро распространились на запад. Но на востоке пищу предпочитали варить или готовить на пару, что не слишком подходило пшенице и ячменю, тогда как на западе их измельчали и выпекали хлеб, что было легче.

«Скорость перемещения новых продовольственных культур в доисторические времена отражает ряд решений, которые должны были сделать разные общины. Этот выбор иногда был обусловлен экологическим давлением, а иногда — социальными условиями или кулинарным консерватизмом. После 2000 г. до н. э. пшеница и ячмень, вероятно, возделывались на полях в Центральном Китае. Но они не имели статуса основных продуктов питания на кухне или на обеденных столах. Причины, по которым ими изначально пренебрегали, нельзя объяснить только экологическими или социальными факторами. Мы думаем, что способ приготовления зерна сыграл роль», — отметил один из авторов исследования, сотрудник факультета антропологии Университета Вашингтона в Сент-Луисе Синьи Лю.