Опубликовано 08 октября 2019, 21:44

В почве тропического леса нашли новый антибиотик

© Uwe S. Meschede/picture alliance

Группа ученых из России, США и Франции обнаружила антибиотик, который производит почвенная бактерия из мексиканского тропического леса. Новый препарат может помочь создать «растительный пробиотик», а также синтезировать целый ряд новых соединений подобного класса. Статья об этом опубликована в журнале Nature Communications.

Пробиотики — вещества, которые обеспечивают условия для нормального функционирования человеческих бактерий, — также могут быть полезны для растений, сохраняя их здоровыми и более прочными. Новый антибиотик, получивший название фазолицин, предотвращает попадание вредных бактерий в корневую систему бобовых растений.

«Мы надеемся показать, что обнаруженную нами бактерию можно использовать в качестве "пробиотика растений", потому что фазолицин предотвратит рост патогенных организмов в корневой системе сельскохозяйственных культур, — отметил ведущий автор, профессор Института микробиологии Ваксмана Университета Ратгерса и профессор Сколтеха Константин Северинов. — Устойчивость к антибиотикам является огромной проблемой как в медицине, так и в сельском хозяйстве. Продолжение поиска новых антибиотиков очень важно, поскольку они могут стать ключом к созданию будущих антибактериальных средств».

Бактерия, продуцирующая фазолицин, принадлежит к роду Rhizobium и еще не описана. Она была найдена в тропическом лесу на юге штата Веракрус в почве и корнях дикой фасоли Phaseolus vulgaris. Отсюда происходит и название антибиотика — фазолицин. Как и другие ризобии, производящий фазолицин микроб образует клубеньки на корнях бобовых растений и обеспечивает их азотом, заставляя расти более устойчиво. Но в отличие от других бактерий этого рода, он также защищает растения от патогенных микробов, чувствительных к фазолицину.

Используя биоинформационный анализ, ученые предсказали существование фазолицина и затем подтвердили это в лаборатории. Они показали атомную структуру антибиотика и выяснили механизм его действия, который оказался связан с повреждением рибосомы в бактериях. Авторы работы также обнаружили, что они могут изменять и контролировать чувствительность или восприимчивость к антибиотику путем внедрения мутаций в рибосомы.