Опубликовано 28 января 2021, 13:58

У чая обнаружили гены устойчивости к холоду

© Федеральный исследовательский центр Субтропического научного центра РАН

Российские ученые обнаружили 15 генов, отвечающих за устойчивость чая к низким температурам. Результаты работы помогут вывести холодостойкие сорта чая, которые можно будет выращивать не только в тропиках и субтропиках, подчеркивается в сообщении пресс-службы Минобрнауки РФ. Статья опубликована в журнале Frontiers in Genetics.

Ученые из Федерального исследовательского центра Субтропического научного центра РАН исследуют адаптационные возможности сортов чая Camellia sinensis (L.) Kuntze, произрастающих в Краснодарском крае. Исследователи обнаружили 40 генов, из которых 15 наиболее сильно экспрессируются у холодоустойчивых растений чая по сравнению с неустойчивыми. Ученые планируют вывести наиболее холодоустойчивые сорта чая.

«Сейчас мы перепроверяем результаты, полученные по разным сортам при разной продолжительности холодового стресса, чтобы подтвердить эти гены. Когда мы найдем ключевые гены, мы сможем легко выявлять холодоустойчивые растения, и, скрестив эти растения между собой, мы сможем усилить холодостойкость в потомстве», — рассказывает руководитель проекта Лидия Самарина.

Чай — теплолюбивое растение, которое произрастает в тропических и субтропических странах земного шара и не любит отрицательные температуры. Поэтому ученые занимаются поиском генов, которые у морозостойких сортов работают сильнее, а после определяют, что мешает генам неустойчивых растений чая работать так же.

В плане работ ученых — размножение и подготовка растений к холодовым экспериментам, анализы экспрессии генов до холода, в холоде и после восстановления растений и последующая обработка данных с использованием математических программ, статистики. По степени отморожения листьев растений, помещенных в холодильные камеры, определяются устойчивые сорта. Потом из листьев выделяются гены и проводится сравнительный анализ количества копий генов у растений.