Сельское хозяйство

Мелкие фермерские хозяйства угрожают тропическим лесам

Гевея — одна из монокультур, угрожающих биоразнообразию тропических лесов

© Flickr/Faisal Akram

Ученые из Лундского университета выяснили, как мелкие фермерские хозяйства влияют на состояние тропических лесов Юго-Восточной Азии. Выводы ученых неутешительны и затрагивают состояние окружающей среды, биологическое разнообразие и экономику

Ученые из Лундского университета выяснили, как мелкие фермерские хозяйства влияют на состояние тропических лесов Юго-Восточной Азии. Выводы ученых неутешительны и затрагивают состояние окружающей среды, биологическое разнообразие и экономику. С подробностями исследования можно ознакомиться в Nature Communications.

Ранее подобные работы были посвящены крупным производителям пальмового масла и их влиянию на состояние леса и почвы. В новом исследовании ученые опросили 450 мелких индонезийских фермеров. Исследователи хотели понять, почему фермеры решили возделывать только одну культуру и как это влияет на экономику. «Для подавляющего большинства мелких фермеров вырубка лесов и инвестирование в онокультуры — это самый простой и быстрый путь увеличить свои доходы», — отметил автор исследования Ян Клоу.

Тем не менее, краткосрочный финансовый выигрыш остается единственным преимуществом выращивания монокультуры. Среди отрицательных моментов ученые выделили резкое снижение биоразнообразия, потеря лесом значения в качестве источника угля. Использование минеральных удобрений приводит к дополнительному выщелачиванию питательных веществ, например азота. Несмотря на то, что исследование касалось в первую очередь Индонезии, ученые подчеркнули, что схожие проблемы существуют и во многих других странах.

Результаты исследования противоречат традиционной точке зрения на экологически чистый характер малого сельского хозяйства. Когда мелкие фермеры сосредотачиваются на монокультуре, они ставят под опасность окружающую среду и биоразнообразие. Ученые уверены, что изменение методов ведения малого сельского хозяйства требует финансовых стимулов со стороны правительства. «Иначе есть риск, что богатые и продуктивные сельскохозяйственные земли исчезнут через 20 лет», — отметил Клоу.