Сельское хозяйство5 мин.

Рынок специализированного питания: как победить зависимость от импорта?

© ФИЦ Биотехнологии РАН

Понятие специализированного питания гораздо шире, чем диета со сниженным числом калорий для желающих похудеть или продукты для диабетиков с заменителями сахара. Согласно российскому законодательству, в специализированном питании нуждаются не только люди, имеющие ограничения по здоровью, но и беременные женщины и женщины в период лактации, пожилые люди, инвалиды, сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, ветераны ВОВ и труда, многодетные семьи, граждане, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы — и это еще не полный список. По подсчетам ученых, их количество превышает 1,5 млн человек. Владимир Шутенко, проректор по молодежной политике ФГБОУ ВО «РОСБИОТЕХ», выступил с докладом о состоянии отрасли специализированного питания в нашей стране, в большой степени зависимой от европейских и американских производителей, чтобы оценить наши производственные мощности, найти точки роста и предложить решения проблем, с которыми столкнулась эта индустрия в последние годы.

Доклад состоялся в рамках деятельности Совета по приоритетному направлению Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации «Переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработка и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективная переработка сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания». Эксперты провели свой анализ отрасли в 14 этапов — начиная с того, чтобы охарактеризовать российский рынок специализированного питания, долю импорта и экспорта в нем и динамику его развития, затем оценить рост потребления и доступность продуктов специализированного питания, привлекательность российской индустрии для инвесторов и тендерные закупки, и заканчивая тем, чтобы дать советы по развитию отрасли.

«Данные Европейской ассоциации энтерального и парентерального питания ESPEN нутритивной недостаточностью страдают до 59% инфекционных больных, до 48% пациентов хирургического отделения, до 88% — онкологического профиля, а также больше половины пациентов в пульмонологии, гастроэнтерологии, на терапевтическом лечении, в гериатрии. По российской статистике, необходимых питательных веществ не хватает 50% пациентов с подобными заболеваниями. Среди онкологических больных их доля возрастает до 80%» — отметил Владимир Шутенко.

На рынке РФ и ЕАЭС доля специализированного питания от российских производителей составляет лишь 5%, в России же только 7% спортивного, 18% детского питания и 22% ферментных препаратов изготовлено отечественными компаниями. Одним из лидеров в производстве энтерального питания считается США, где сосредоточено 30% рынка. Однако в течение ближайших семи лет эксперты прогнозируют рост рынка специализированного питания в Китае, Индии, Австралии, Сингапуре и других странах Азиатско-Тихоокеанского региона на 7,2%. Объемы этого рынка в России уже составляют более 3 млрд рублей, а каждый год он растет на несколько процентных пунктов.

Ключевой причиной успеха в случае со странами Азиатско-Тихоокеанского региона становятся активные вложения государства. В России, по подсчетам Минздрава, потребность в государственном финансировании производителей специализированного питания колеблется от 6 до 11 млрд рублей в год. При этом уровень госзакупок составляет всего 2 млрд рублей. Поскольку количество больных не уменьшается, а цены растут, разрыв между этими показателями становится все глубже.

Как же сейчас чувствует себя российская пищевая промышленность? В молочной, мясной и рыбной отраслях сельского хозяйства с 2021 года стагнирует первичный рынок, но доля переработанной продукции растет. При этом продовольствие подорожало на 11%, так как экспортные пошлины хоть и помогли внутренним производителям, но одновременно «отвязали» цены внутреннего рынка от внешнего и ограничили рост рентабельности компаний. Производство муки, крупы и хлебобулочных изделий осталось на прежнем уровне, напитков — выросло на 9%, а масел растительного и животного происхождения —упало на 7%. В целом объем экспорта в 2022 году снизился на 41,6% — из-за падения физических объемов поставок на 33,8% и снижения средней цены на 11,7%. Ограничениями для рынка специализированного питания эксперты считают высокую долю импорта, стоимость продуктов и доступность их для потребителей, их эффективность и функциональные свойства, а также то, что население слабо информировано о таких продуктах. Кроме того, проблемами отрасли можно назвать несовершенство нормативного регулирования, слабый уровень технического обеспечения и производственной базы, а также нехватку специалистов.

«В России выпускается 5613 видов специализированного питания, но сейчас российские лечебные пищевые смеси сильно лимитированы по объемам производства. Смесей направленного действия, предназначенных для конкретных категорий больных, пока производится недостаточно, чтобы обеспечить клиники и больницы», — прокомментировал Шутенко, выступая на экспертной сессии на площадке ФИЦ Биотехнологии РАН.

Чтобы решить задачу импортозамещения, отечественному производству не хватает высококачественных компонентов. Так, для изготовления сухих детских смесей и некоторых видов лечебного питания требуется сыворотка от производства некоторых сыров — сладкая (например, творожная сыворотка для этой роли уже не подойдет). Сыворотка нужного типа становится «узким местом», ведь ее нехватка ограничивает производство. В том же детском питании 100% оборудования сейчас тоже ввезено из-за рубежа. Помочь в решении этих проблем могли бы дешевые кредиты и льготный лизинг для производителей, строительство новых фабрик, субсидии в виде грантов в дополнение к собственным средствам (в соотношении 40% своих вложений, 60% — государственных) и постепенное снижение импорта до 50% к 2028 году.

Однако влияние государства эксперты считают лишь одним критерием, важным для роста отраслей российской экономики. Кроме него, роль сыграют зависимость от импорта, способность сохранять или заново выстраивать логистические цепочки и рынки сбыта, подготовка и переподготовка профильных кадров и возможности привлечь новые ресурсы для создания новых производственных линий.

«Над тем, чтобы снизить долю импорта и нарастить темпы и объемы работы своих заводов, сообща должны работать не только представители бизнеса — производители специализированного питания, но и профильные научные и образовательные учреждения, а также федеральные органы исполнительной власти, — добавил эксперт. — А приоритетными задачами для развития индустрии я бы назвал расширение базы исходной продукции в молочном и мясном скотоводстве и расширение предприятий аквакультуры». В некоторых отраслях, например производстве сои, Россия уже наращивает обороты: так, общие мощности по переработке сои выросли с 5,1 млн тонн в 2017 до 5,6 млн тонн в 2021 году, что вывело нас на восьмое место в мире, а предприятия, поддержанные государством, произвели 48 093,78 млн тонн продукции. Тендерные закупки специализированного питания стимулировали компании и делали их более привлекательными для инвесторов. В результате общий денежный объем рынка специализированного питания вырос на 33% в 2022 году. Быстрее всего в последние годы растут сегменты энтерального питания и продуктов для пациентов с фенилкетонурией, то есть, нарушение переработки в организме аминокислоты фенилаланина.

Неудивительно, что рынок специализированного и здорового питания эксперты считают очень инвестиционно привлекательным: по данным Discovery Research Group, уже в 2023 году его объемы в России могут достичь 1 трлн рублей, а объемы мирового рынка — 17 трлн рублей. Среди потребителей до 70% готовы платить больше за продукты с более полезным составом или не содержащие нежелательных для них компонентов.

«Нужно обратить внимание, что не всем производителям удалось воспользоваться предложенными мерами поддержки, а 42,9% из них заявили, что не готовы рисковать и идти на дальнейшие убытки. Что здесь можно сделать? Расширить список пострадавших отраслей бизнеса и разнообразие видов поддержки — например, помощь с выплатой аренды, промышленная ипотека, снижение тарифов на страховые взносы, гранты для начинающих предпринимателей, а также субсидии на новых работников, обучение и консультирование», — предложил Владимир Шутенко.

Автор:Indicator.Ru