Ученые выяснили, с какой скоростью разрушаются почвы в России
Экологи из России и зарубежных стран выяснили, что овраги можно использовать для оценки того, как быстро разрушается почва в России на глобальном уровне, и опубликовали методику проведения таких замеров в журнале Earth Sciences Review. О результатах исследованя кратко рассказывает пресс-служба Российского научного фонда.
Одной из главных угроз для благополучия человечества и продовольственной безопасности России и всего мира в целом является феномен разрушения почв, ускоряющийся в последние десятилетия в результате вырубки лесов, неправильного использования почв, изменения климата и экстремальных погодных явлений.
В прошлом, в эпоху хрущёвского "освоения целины" в 1960 годы и во время "пыльного котла" в 1930 годы в США, неправильная эксплуатация почвы и отсутствие данных по скорости эрозии почв уже приводили к масштабным экологическим катастрофам, последствия которых не ликвидированы до сих пор. Валентин Голосов из Казанского Федерального университета и его коллеги из ряда российских и зарубежных исследовательских учреждений попытались выяснить, можно ли использовать самый очевидный и легко изучаемый признак разрушения почв – скорость появления и роста оврагов – в качестве общего индикатора того, как быстро разрушаются почвы в отдельных регионах и во всей стране в целом.
Для этого ученые собрали данные по темпам роста почти тысячи оврагов во всех уголках планеты, опубликованные в нескольких десятках научных работ, и на их примере попытались выяснить, как различные климатические процессы и деятельность человека влияют на скорость разрушения почв в ряде регионов России, где подобные наблюдения велись десятилетиями.
Оказалось, что общее потепление климата на европейской территории России способствует росту темпов смыва почв в теплое время года за счет учащения ливневых дождей, но при этом резко снижается скорость роста оврагов во время весны из-за того, что по их склонам сейчас течет меньше воды, чем в прошлом.
Благодаря этому в тех регионах, которые изучали Голосов и его коллеги, почва в последнее время начала разрушаться медленнее, чем раньше, что увеличивает площадь тех участков земли, которые можно использовать для выращивания злаков и скота. Это неожиданно положительное развитие событий, как подчеркивают ученые, главным образом связано с климатическими, а не с антропогенными факторами. Данные, собранные в ходе этого анализа и полевых наблюдений, как рассказывают исследователи, уже применяются для создания сети мониторинга за состоянием почвы, которая уже работает в шести регионах РФ: в Удмуртии, Татарстане, в Воронежской, Саратовской и Оренбургской областях, а также в Ставропольском крае.