Астрономия

Марс освоит летящий: Илон Маск рассказал о планах колонизации Красной планеты

Выступление Илона Маска, руководителя компании SpaceX, на конгрессе Международной астронавтической федерации в Гвадалахаре стало еще одной сенсацией. Этот self-made man, любимец миллионов людей во всем мире предложил проект создания межпланетной транспортной системы, главной задачей которой станет доставка жителей Земли для колонизации Марса. На Красную планету земляне смогут добраться на специально созданных космических кораблях, каждый из которых сможет вместить до 200 человек. По словам Маска, потребуется всего несколько десятилетий, чтобы создать на Марсе цивилизацию: там будут цвести города-сады с населением в миллион жителей. На государственном уровне, по крайней мере пока, данный проект не поддерживается.

Выступление Илона Маска, руководителя компании SpaceX, на конгрессе Международной астронавтической федерации в Гвадалахаре стало еще одной сенсацией. Этот self-made man, любимец миллионов людей во всем мире предложил проект создания межпланетной транспортной системы, главной задачей которой станет доставка жителей Земли для колонизации Марса. На Красную планету земляне смогут добраться на специально созданных космических кораблях, каждый из которых сможет вместить до 200 человек. По словам Маска, потребуется всего несколько десятилетий, чтобы создать на Марсе цивилизацию: там будут цвести города-сады с населением в миллион жителей. На государственном уровне, по крайней мере пока, данный проект не поддерживается.

© Илон Маск

Сейчас стать первыми путешественниками до Марса стоит $10 млрд, однако предполагается падение цен до $200 тыс. Отважным землянам стоит иметь в виду: они приобретут билет только в один конец.

К Маску невозможно относиться равнодушно: им можно либо восхищаться, либо отчаянно спорить с ним. Indicator.Ru собрал мнения о сенсационном заявлении Маска.

Игорь Маринин, главный редактор журнала «Новости космонавтики»: «Маск – эффективный менеджер»

«С моей точки зрения, Маск — гениальный менеджер, которому удается очень многое, что не получается у наших, то есть организация производства довольно дешевой космической техники. Но его заявления по поводу полета на Марс, тяжелой ракеты-носителя с использованием 42 двигателей — это пиар-компания, которая ни на чем не основана. То, что он сейчас предлагает, технически нереализуемо и нерационально. Он просто набирает себе очки. Но я боюсь, что на таких необдуманных заявлениях, он потеряет к себе доверие. Тем более его Falcon 9 потерпела сейчас довольно серьезную аварию, и практически на полгода, а то и больше, он выбыл из космической деятельности.

Строить «суперракету» на слабых двигателях (мощных двигателей у них нет) нереально. Не так мало людей, которые разбираются в нереальности таких обещаний и планов, но многие ему верят, поэтому он получит дополнительные контракты и договоры. Я думаю, Falcon 9 и Heavy он все-таки сделает, хотя там тоже вопросов возникло очень много. Просто увеличить размеры и получить за счет этого бОльшую грузоподъемность не получается. Но он очень здорово вписался в космическую элиту и притянул к себе достаточно много контрактов, в том числе и с наших «Протонов» и будущей «Ангары». Так просто он не уйдет и не даст о себе забыть, но если он не будет реализовывать свои планы — а он их выполнить, разумеется, не сможет — если он не будет подтверждать хотя бы небольшими шагами свои успехи, то его престиж упадет. Сейчас он пока является лидером среди менеджеров во всей мировой космонавтике. Самым эффективным».

Андрей Ионин, главный аналитик ГЛОНАСС: «Маск, мы с тобой!»

«Его заявление — это действительно масштабное событие. В Советском Союзе ему не было аналогов, в человеческой истории сопоставимо с тем, когда Джон Кеннеди в 1961 году объявил о том, что американцы полетят на Луну. Сейчас мы дошли до такой жизни, я в хорошем смысле говорю, когда не государство, а отдельный человек заявляет о таком проекте.

Почему я верю Маску. Во-первых, сегодня он доказал, что у него есть право на то, чтобы говорить такие слова, и очень хорошо, что он их сказал. Это звучит очень весомо. Он, безусловно, является креативным лидером мировой космонавтики, не только американской и не только частной, он действительно основной драйвер ее развития. Если бы об этом заявил другой человек или Маск трех-четырехлетней давности, эти слова можно было бы действительно воспринимать как пиар. Я, кстати, ожидал это заявление. Я был уверен, что до выборов в США он объявит об этом проекте, как раз остался месяц.

Во-вторых, это говорит человек, которому всего 40 с небольшим лет, дай бог ему еще десятилетия жизни. Это не проект американской лунной программы, которую можно осуществить лет за восемь, это проект на десятилетия. Он достаточно молод и еще увидит и первые полеты на Марс, и город. Это будет проект его жизни.

В-третьих, теперь стали увязаны многие вещи, которые казались экспертам непонятными. Одни принимали все за чистую монету, например посадку на реактивной струе на платформу или наземную площадку. Теперь все понятно. Маск все делал не для снижения стоимости, потому что это был вторичный момент, на самом деле он репетировал посадку кораблей на Марс, там она является единственно возможной.

И последнее: проект Маска самофинансируемый. Почему я не верю в государственные проекты США, России или Китая по освоению Луны, Марса, астероидов? Потому что в этих проектах основные затраты пойдут на создание сверхтяжелых ракет и огромных кораблей. Они никогда никак не окупятся, кроме как на политическом поле, что абсолютно не факт — сейчас не 1961 год. Эти проекты, с точки зрения государства, просто пустая трата денег.

Маск предлагает создать колонию на Марсе, которая будет не просто существовать (как Мэтт Деймон в фильме «Марсианин» ждал, когда за ним прилетят), а развиваться. Для того чтобы эта колония жила и развивалась, нужен целый набор технологий, которых еще пока нет, но которые будут для нее созданы: производство пищи, воды и энергии из всего что можно, строительство роботами зданий и заводов, потому что людей будет мало, переработка отходов. Получается, что те проекты, о которых заявляет Маск, те технологии, которые будут создаваться для марсианского поселения, будут иметь достаточно большой коммерческий потенциал на Земле. И вот это будет обеспечивать финансирование проекта. Проект может развиваться при поддержке государства, но при минимальном финансировании с его стороны, а на финальных стадиях будет самофинансироваться за счет создания огромного числа очень востребованных на Земле технологий.

Это абсолютно новый подход к космонавтике и новая модель ее развития за счет создания проектов и технологий, которые могут быть коммерциализированы на Земле. Если бы Маск сказал: «Я хочу на Марс, но дайте мне, США, Россия, Китай, $100 млрд», я бы сказал, что в этот проект я не верю. А Маск ни у кого денег не попросил. Думаю, сейчас к нему многие подтянутся: более вдохновляющего для всего человечества проекта не было последние 50 лет.

Абсолютно неважно, когда это будет реализовано, для меня этот вопрос вообще вторичен. Тут главное начать и идти вперед. «Дорогу осилит идущий». Есть очень мудрая китайская пословица: «Путь даже в тысячу ли начинается с первого шага». Маск сделал этот самый важный первый шаг. Маск, мы с тобой!»

Игорь Лисов, главный редактор журнала «Популярная астрономия»: «Очередь к нему была длиннее, чем в Лувр»

«Слово «наука» тут ни о чем. Цель товарища Маска — облагодетельствовать человечество, это не про науку. Законам физики его планы не противоречат, это не вечный двигатель, а вот техническая реализуемость неочевидна. Масштабировать в четыре раза ракету Н-1 — удовольствие не для слабонервных. Если говорить честно, Марс колонизировать нужно, в главном он прав. Годится ли его система, сказать гораздо труднее, к ней есть серьезные технические вопросы. Есть многие вещи, которые нужно доказать, что они реализуемы до того, как люди отправятся на Марс.

Мы упираемся в вопрос философии и целеполагания. Вы заплатите $200 тыс., чтобы навсегда отправиться на Марс и там умереть? Я не вижу, как он мотивирует людей на этот поступок. Наверное, из шести миллиардов людей можно найти миллион безумцев, но они должны заплатить немалые деньги, чтобы окупился каждый пуск. Это не государственная программа. Он собирается строить вторую Землю, отросток земной цивилизации на идеологических условиях, которые абсолютно непонятны. Это гораздо хуже, чем отправка каторжников в Австралию.

По слухам, очередь к нему была длиннее, чем в Лувр. Маску нужно сначала преодолеть проблемы в частном бизнесе: его ракеты два раза упали за последние два года, а машины за год принесли ущерб почти в миллиард долларов. Как человек и двигатель прогресса он мне очень симпатичен, но то, к чему он призывает, мне не очень нравится».

Виталий Егоров, редактор научно-популярного блога «Открытый космос Зеленого кота»: «Конкуренты SpaceX идеологически уже вчистую проиграли Маску»

«В заявлении Маска науки нет. Исследование Марса или космоса практически не затронуто в его выступлении. То, что мы видели, это реклама его межпланетной транспортной системы.

Технически опубликованный проект имеет еще много вопросов, но в целом не противоречит современным возможностям человечества. Современная техника способна реализовать предложенную схему. Единственная причина, почему никто такого не сделал, — отсутствие практической потребности. Маском движет идея заселения Марса, ее можно поддерживать или оспаривать, но, по крайней мере, он заслуживает уважения за ее провозглашение перед всем миром и готовность следовать ей.

Конечно для реализации поставленной цели потребуется немало времени, усилий и огромных средств. Поставленные сроки наверняка будут провалены, даже если средства найдутся. Но развитие авиации на Земле показывает, что развитие новой транспортной системы за 100 лет возможно, когда есть люди, готовые платить.

Следует учитывать, что опубликованный проект рассчитан на далекое будущее, но положительный эффект для бизнеса Илона Маска он принесет уже сейчас. Ведь рабочие его завода знают, что они не просто делают ракеты, а приближают межпланетное будущее человечества. О том же думают и коммерческие заказчики ракет: они не просто покупают услуги, но и помогают строить дорогу на Марс. Конкуренты SpaceX могут играть только на ценах, тогда как идеологически уже вчистую проиграли Маску».