Астрономия

Космонавт Сергей Волков: «Мы не умеем говорить о том, что мы делаем»

Сергей Волков

© SalganikEA/Wikimedia Commons

В рамках форума «Открытые инновации» на круглом столе, посвященном научным коммуникациям, выступил Сергей Волков, летчик-космонавт, герой России. Он рассказал о сложностях и радостях популяризации науки в России и том, как преодолеть отставание от США. Indicator.Ru представляет выступление космонавта полностью

В рамках форума «Открытые инновации» на посвященном научным коммуникациям круглом столе, организованном Московским физико-техническим институтом, выступил Сергей Волков, летчик-космонавт, герой России. Он рассказал о сложностях и радостях популяризации науки в России, и том, как преодолеть отставание от США. Indicator.Ru представляет выступление космонавта полностью.

«Мы сейчас тесно сотрудничаем с партнерами, в основном с американцами, потому что они постоянно присутствуют в космосе, на борту МКС. Здесь, на Земле, мы постоянно пытаемся рассказать о том, что может российский космос.

Прозвучал вопрос: кто рассказывает о достижениях? Правительство, агентства, министерства или сам человек, который занимается этим? Когда летал мой отец, Александр Александрович Волков, это были пятидесятые годы, Советский Союз, тогда всем этим занималось государство. Это была государственная политика. Рассказывать о достижениях в космосе — это было острие науки. Мы прорвались в космос, мы сделали это первые, и это действительно так. Мы создали самую большую и новую в плане разработок станцию. Но тут выяснилось, что есть проблема: мы не знаем, как рассказывать, мы не умеем говорить о том, что мы сделали. Если сейчас зайти в Интернет и просмотреть, кто первым прилетел на Марс, ответом будет: где? Где Роскосмос? Почему будут ролики NASA о том, что они запустили ракету, которой еще нет, а они уже стремятся к Марсу, уже отправили космонавтов, которые уже поставили флаг?

Поэтому сейчас нужно рассказывать и уметь рассказывать, и сейчас настал тот момент, когда мы все должны к этому прийти. У нас создаются факультеты по подготовке специалистов, которые, в свою очередь, будут готовить других ученых и рассказывать им, чем мы занимаемся.

Я встречаюсь с учеными, школьниками, абсолютно разной аудиторией. Я делаю российско-немецкие супер-мега проекты. Все понимают: великий эксперимент, но как я расскажу простому человеку, сидящему напротив меня, в чем его польза? И вот я начинаю говорить: «Низкотемпературная плазма…», и все, на этом наше понимание заканчивается совсем. Тот человек сразу включается в другое информационное поле, а мне не всегда хватает моего словарного запаса, чтобы рассказать, чем же мы занимаемся. Поэтому сейчас эра новых технологий все равно не должна отбрасывать печатные издания, телевидение. Когда мы обсуждаем что-то, то упоминаем Интернет, но у нас ведь не везде есть Интернет, о интернет-клубах я вообще молчу. Если мы находимся за Москвой и даже приедем в какое-нибудь поселение, то интернет-клуба не найдем, они ведь все позакрывались. А телевидение — это уже государственная политика. Конечно, чрезвычайные происшествия — это жутко интересно, нам говорят о том, как маршрутка насмерть сбила пешехода, отлично. Но почему мы показываем такие страшные новости в дневное время, а лекции Стивена Хокинга — за полночь? Это ведь действительно надо хотеть узнать, что же происходит в этом далеком космосе. Вот тебе в шесть вставать на работу, а ты в час ночи сидишь и смотришь.

Воспитание поколения, готового воспринимать, что мы рассказываем — это, мне кажется, сейчас главная задача. У меня сын в 9 классе, жуткая подготовка к ОГЭ, ЕГЭ. У него есть проект, который он должен подготовить, дана тема, и он ищет информацию, интересуется, причем делает это сам.

Вернемся к популяризации науки. Надо рассказывать о науке простым языком с детства. От простого к сложному, причем надо рассказывать интересно, чтобы человеку нравилось. Куда он сейчас заходят? «Вконтакте», а там в группы, и хорошо, если в группы, где шутки от ученых, а не от… Надо, чтобы людей затянуло, чтобы они не думали, что наука — самая ужасная вещь в мире. Это воспитание, здесь все средства хороши.

У людей, занимающихся наукой, одна проблема: у ученых склад ума отличается от склада ума бизнесменов, а ведь нужно правильно рассказать о науке, найти площадки, где это можно сделать. Вот в 2015 году в СМИ освещалась годовая экспедиция космонавтов. Россиянин Михаил Корниенко и американец Скотт Келли выполняли годовой полет на МКС. Как рассказывала об этом Россия? Да никак. Сейчас пошла наука 2.0, потому что активно работает пресс-служба в Роскосмосе. Мы выходим во «Вконтакте», но о нас мало рассказывает. Это уже личная ответственность: если ты не будешь об этом рассказывать, никто не будет».