Астрономия

Первые колеса на Луне

46 лет назад на спутник Земли опустился посадочный модуль Apollo 15 c лунным ровером

Джеймс Ирвин салютует флагу США. На заднем плане — гора Хэдли Дельта (около 4000 м)

© Astronaut David R. Scott, Apollo 15 commander

О первом «лунном автомобиле», о том, как астронавтов гоняли в геологические экспедиции и о знаменитом физическом опыте на Луне рассказывает наш сегодняшний выпуск рубрики «История науки».

О первом «лунном автомобиле», о том, как астронавтов гоняли в геологические экспедиции, и о знаменитом физическом опыте на Луне рассказывает наш сегодняшний выпуск рубрики «История науки».

«Аполлон» за номером пятнадцать на самом деле стал девятым пилотируемым кораблем серии Apollo и четвертым, опустившимся на Луну (Apollo-13 из-за аварии всего лишь облетел Луну и вернулся на Землю). По сравнению с предыдущими тремя, новая миссия кардинально отличалась по своей программе и, к тому же, оказалась «одной из самых блистательных с научной точки зрения». Очень часто во время миссии звучали слова «впервые в истории». Но давайте, как это принято у нас, обо всем по порядку.

Экипаж новой миссии на Луну объявили достаточно заранее: более, чем за год до старта. 26 марта 1970 года командиром экспедиции назначили опытного Дэвида Скотта (он уже летал с покорителем Луны Нилом Армстронгом на Gemini 8 в 1966 году и испытывал лунный модуль на околоземной орбите в составе экспедиции Apollo 9. Джеймс Ирвин, который должен был составить компанию Скотту на Луне и Альфред Уоррен, который должен был ждать на околоземной орбите, были новичками.

Вообще-то, «пятнадцатый» должен был быть еще H-миссией. То есть, таким же, как и первые три: до полутора суток на Луне и два «пеших» выхода на поверхность по 5-6 часов. Однако, уже через пару недель после решения о том, кто полетит на Apollo 15, cлучилась авария на несчастливом «тринадцатом». Астронавты спаслись, но последующие миссии были отложены, программа в итоге сокращена и Apollo 15 в итоге стал первой J-миссией: трое суток на поверхности, основной упор на научную программу и – вишенкой на торте – лунный ровер, первый внеземной вездеход.

Ровер и Джеймс Ирвин

© Wikimedia Commons

Программа подготовки была пересмотрена и интенсифицирована. Только за год, с мая по май, астронавты провели в 16 геологических экспедициях – в том числе, управляя прототипом лунного транспорта и нося «скафандры». 30 полноценных тренировок внекорабельной активности, в том числе и на «Гровере»: Geologic Rover.

Геологические тренировки с «Гровером»

© Wikimedia Commons

И вот настало 26 июля 1971 года. Гигантская ракета-носитель Сатурн отправила к Луне целый «поезд»: орбитальный модуль Endeavour, лунный модуль Falcon с пристыкованным к нему ровером.

30 июля Скотт и Ирвин опустились на поверхность Луны у подножия лунных Апеннин в болоте Гниения на юго-восточной окраине Моря Дождей. Это место выбрали в первую очередь в надежде, что именно тут удастся отыскать более древние обломки лунной коры, чем это удалось экипажу Apollo 14 около кратера Фра Мауро.

Традиционная программа после посадки тоже была пересмотрена по сравнению с предыдущими миссиями. Обычно астронавты сразу начинали подготовку и выход на поверхность. Но сейчас Скотт и Ирвин не спали уже 11 часов, поэтому им предложили подготовить полноценный выход на следующий день, а затем поспать. Так состоялся знаменитый «стоячий выход»: астронавты по очереди высовывались из лунного модуля и осматривались, прикидывая будущие маршруты.

Маршруты ровера, составленные перед полетом

© Wikimedia Commons

Заодно и первые кадры сделать: Скотт провел фотосъемку поверхности камерой Husselblad с 500-миллиметровым объективом. По итогам командир корабля доложил в Хьюстон: «Условия для езды вполне приличные». Кстати, сам Скотт возмущался термином, который получил в истории космонавтики этот единственный пока «стоячий выход». По его мнению, лучше было бы сказать «рекогносцировка» (Site Survey).

Первая поездка по спутнику Земли состоялась на следующий «день», после восьмичасового сна астронавтов.

Табличка «Первые колеса на Луне»

© Wikimedia Commons

Ирвин потом вспоминал: «Гамак Дэйва висел сверху, в направлении от передней части кабины к задней, а мой под ним — перпендикулярно. Мой гамак был немного наклонен, и ноги слегка болтались. В лунном модуле было шумновато: работали всякие насосы и вентиляторы. Ощущения были такими, как будто спишь в котельной. Но как же было комфортно! Гамаки походили на матрасы, наполненные водой, а мы были легкими, как перышки. Из трех ночей, проведенных на Луне, именно в первую я спал лучше всего». Конечно же, любой «огромный шаг для человечества» должен сопровождаться соответствующими словами. Скотт наверняка заготовил фразу, которую он сказал, коснувшись ботинками скафандра, поверхности Луны: «Окей, Хьюстон. Стоя здесь, в Хэдли, посреди чудес непознанного, я осознаю, что есть фундаментальная истина нашей натуры. Человек должен исследовать, и это — исследование в величайшем смысле слова». Хэдли – это название той конкретной местности, куда приземлился Falcon, получившее название в честь изобретшего секстант британского математика XVIII века Джона Хэдли.

Falcon и лунный ровер

© Wikimedia Commons

Первая поездка на четыре километра прошла достаточно успешно, несмотря на отказ поворотного устройства передних колес (задние поворачивались нормально). Так началась эпоха внеземных колесных путешествий. Впереди было еще два дня на Луне, находка древнейшего «камня Бытия» возрастом более 4 миллиардов лет, множество других геологических образцов и знаменитый опыт Галилея, который показал, что перо и молоток падают с одной и той же скоростью в отсутствии воздуха. Увы, пока что человек пользовался внеземным транспортом с тех пор всего дважды. И оба раза – более сорока лет назад.

Камень Бытия

© Wikimedia Commons

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.