Астрономия

Самый старый астронавт

19 лет назад Джон Гленн начал свой второй космический полет

© Wikimedia Commons

О сенаторе, совершившем космический полет, о герое Второй мировой и боевом летчике Корейской войны, об уникальных медицинских экспериментах и о дружбе с Кеннеди рассказывает очередной выпуск рубрики «История науки»

О сенаторе, совершившем космический полет, о герое Второй мировой и боевом летчике Корейской войны, об уникальных медицинских экспериментах и о дружбе с Кеннеди рассказывает очередной выпуск рубрики «История науки».

29 октября ровно 19 лет назад с космодрома на мысе Канаверал стартовал шаттл Discovery. Казалось бы, это был рутинный полет, обычная миссия STS-95. Почти девять дней полета, 135 кругосветных путешествий, пять с лишним миллионов километров. Запустить один спутник, запустить и принять другой, протестировать аппаратуру для космического телескопа Hubble, провести серию экспериментов. Однако именно в этом полете было поставлено сразу несколько важнейших рекордов, некоторые из которых побить не удастся никогда, а некоторые будет очень трудно побить. Дело в том, что на борту этого космического челнока был человек, которому на тот момент исполнилось уже 77 лет. Более того, именно он стал первым «полноценным» американским астронавтом, а перерыв между двумя полетами составил более трети века! Добавим к этому первый полет американского сенатора в космос, и мы получим полную картину уникальности полета.

Эмблема экспедиции STS-95

© Wikimedia Commons

Джон Гершель Гленн-младший родился 18 июня 1921 года в Кембридже, штат Огайо (не путать с английским Кембриджем). Когда началась война, он выучился на летчика морской авиации и в 1943 году стал морпехом (в США морская авиация относилась к Корпусу морской пехоты). 59 боевых вылетов с авианосца на Chance Vought F4U Corsair значат достаточно много. Уцелел в боях над Маршалловыми островами, дожил до победы, что, впрочем, не стало окончанием службы. Прошло пять лет — и снова в бой. На этот раз уже на реактивных: сначала Grumman F9F Panther (второй после «Фантома» реактивный истребитель ВВС США), а затем F86 Sabre.

Война закончилась, а тяга к небу — нет. Гленн окончил школу летчиков-испытателей, три года работал по специальности и в июле 1957 года установил свой первый мировой рекорд, пролетев через весь американский континент, из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, за 3 часа 23 минуты. Так состоялся первый в истории трансконтинентальный сверхзвуковой перелет.

F86 Sabre

© Wikimedia Commons

В апреле 1959 года один из лучших пилотов США получил «внутреннее признание»: он стал членом «Первой семерки» — первого отряда астронавтов США. Алан Шепард, Вирджил Гриссом, Скотт Карпентер, Уолтер Ширра, Гордон Купер, Дональд Слейтон и наш герой.

Помогло, что еще перед войной Гленн успел получить степень бакалавра: без нее в отряд не брали. При этом Гленн был самым старшим из отряда, ему исполнилось 37 при верхней границе в 40. Впрочем, все будущие астронавты были уже не юными; самому младшему, Гордону Куперу, исполнилось 32. США вступили в космическую гонку.

Первая семерка

© Wikimedia Commons

Первым американским астронавтом стал Алан Шепард, который «проиграл» Юрию Гагарину меньше месяца: свой полет Шепард совершил 5 мая 1961 года. Его старт, однако не был полноценным ответом Советам, поскольку капсула Freedom-7 совершила суборбитальный полет без выхода на околоземную орбиту. Дублером Шепарда был Гленн. Он же страховал и Гриссома, который тоже не стал «обитальным» астронавтом 21 июля 1961 года.

Дальше уже настал черед самого Джона. 20 февраля 1962 года первым из американцев и третьим в мире после Юрия Гагарина и Германа Титова, Гленн совершил орбитальный полет. Корабль Гленна назывался Friendship-7. Кстати, названия своим кораблям в программе «Меркурий» американские астронавты давали сами. Гленн не смог превзойти результат Титова, который летал больше суток, и совершил всего три витка, но все равно в США это был триумф.

Гленн в центре управления полетами программы «Меркурий»

© Wikimedia Commons

В отличие от своих коллег, после своего полета Гленн достаточно быстро закончил космическую карьеру в практическом смысле. Сбил его с пути истинного его друг и по совместительству Генеральный прокурор США Роберт Кеннеди, брат президента (в 1968 году Джонн Гленн будет рядом с Робертом в момент его убийства). В 1962 году государственный деятель посоветовал космонавту на волне популярности пойти в сенаторы. Гленн в 1964 году ушел из отряда космонавтов и собирался баллотироваться одновременно с Робертом, однако сотрясение мозга не позволило продолжить кампанию. Нет так нет, и Гленн занялся бизнесом. Впрочем, в ноябре 1974 года Джон Гленн все-таки стал сенатором от штата Огайо и оставался им до 1999 года. В 1984 году он даже баллотировался в президенты США, но проиграл на праймериз у демократов.

Сенатор Гленн

© Wikimedia Commons

Зато пост сенатора позволял ему активно заниматься государственной поддержкой космической программы. В 1998 году он все-таки решил воспользоваться «служебным положением» и именем и еще раз слетать в космос. В экипаж челнока он был включен как «специалист по полезной нагрузке», однако правильнее всего будет сказать, что полезной нагрузкой в время полете был он сам, а не «бесполезной», как иногда любят называть космических туристов. Больше всего научных и медицинских экспериментов в экспедиции STS-95 было поставлено именно на Джоне Гленне, поскольку впервые человек столь преклонных годов попал в космос.

После полета Гленн прожил еще 18 лет. Он скончался в декабре 2016 года, прожив 95 с половиной лет, пережив всех своих друзей по «Первой семерке» и несколько раз вписав свое имя в историю мировой космонавтики и американской политики.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.