Кошки используют кошачью мяту для отпугивания насекомых
Международная команда исследователей обнаружила, что непеталактон, содержащийся в кошачьей мяте и актинидии, не только способствует выработке эндорфина у кошачьих, но и защищает их от укусов насекомых. Результаты исследования могут быть использованы в различных приложениях, в том числе при разработке новых репеллентов от комаров. Статья опубликована в журнале Science Advances.
Японские и британские исследователи выяснили, почему кошек привлекают такие растения, как кошачья мята и актинидия. Оказалось, что вещество под названием непеталактон не только повышает уровень β-эндорфина в крови животных, но и обладает репеллентной активностью, защищая их от насекомых.
«На основании некоторых сообщений о том, что непеталактон, аттрактант кошачьей мяты, обладает репеллентной активностью, мы предположили, что кошки могут переносить это соединение на свою шерсть для защиты от комаров», — рассказывает первый автор работы, сотрудник Университета Ивате Рэйко Уэнояма.
Впервые актинидия, известная в Японии как мататаби, упоминается в качестве аттрактанта для кошек более 300 лет назад. Однако практическое значение такой реакции до сих пор оставалось неизвестным. Для того чтобы ответить на этот вопрос, ученые определили, какое именно вещество в растениях так сильно привлекает животных. Оказалось, что это непеталактон. Эксперименты проводились на 18 домашних и 17 диких кошках, все из которых демонстрировали типичную реакцию на актинидию при контакте с непеталактоном. Также ученые протестировали вещество на крупных кошачьих, таких как ягуар, леопард и рысь, которые показали аналогичную реакцию.
Ученые подтвердили, что уровень β-эндорфина повышается в крови у кошек после контакта с непеталактоном. Однако это не единственный эффект, вещество также обладает репеллентной активностью. Кошки в экспериментах целенаправленно терлись о поверхности, покрытые непеталактоном, после чего комары раже приземлялись на их шерсть. Таким образом, реакция на актинидию и кошачью мяту представляет собой химическую защиту от комаров, а возможно, и от других насекомых. Теперь ученым предстоит ответить на вопрос, почему такой механизм эволюционно появился только у кошачьих, и определить ген, ответственный за это.