Биология

Красноярские ученые: искусственно выращенная рыба по своей полезности не отличается от дикой

Горбуша. Национальный лес Тонгасс, г. Ситка, Аляска

© USDA Forest Service Alaska Region/Flickr

Российские ученые определили, что искусственно полученная триплоидная горбуша, выращенная в искусственных условиях, содержит такое же количество омега-3 кислот, как и диплоидная рыба. Эта проблема актуальна в связи с тем, что недостаток омега-3 кислот в человеческом организме ведет к сердечно-сосудистым заболеваниям.

Российские ученые определили, что искусственно полученная триплоидная горбуша, выращенная в искусственных условиях, содержит такое же количество омега-3 кислот, как и диплоидная рыба. Эта проблема актуальна в связи с тем, что недостаток омега-3 кислот в человеческом организме ведет к сердечно-сосудистым заболеваниям. Статья вышла в уже опубликованном февральском номере журнала Food Chemistry за 2017 год (V. 216, P. 66-69). Исследования поддержаны грантом Российского научного фонда (РНФ).

«Известно, что искусственно полученные триплоидные рыбы (т.е. имеющие вместо двойного тройной набор генетического материала — хромосом) в аквакультуре (выращивание рыб человеком) дают более высокую продукцию, так как быстрее растут и не могут производить потомство, тем самым снижая риск биологического загрязнения. Однако вопрос о том, не достигается ли повышение продукции за счет снижения ее качества (например, уменьшения содержания незаменимых для человека биологически активных веществ в биомассе рыб), остается открытым», — говорит Михаил Гладышев, соавтор статьи, руководитель гранта РНФ, заместитель директора Института биофизики Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр» СО РАН, профессор кафедры водных и наземных экосистем Сибирского федерального университета.

Одной из основных причин резкого роста сердечно-сосудистых заболеваний населения в развитых странах является дисбаланс эндогормонов — эйкозаноидов, регулирующих расширение кровеносных сосудов, «слипание» (агглютинацию) клеток крови, например тромбоцитов. Дисбаланс эйкозаноидов в организме человека связан с начавшимся со второй половины XX века резким повышением в рационе доли омега-6 жирных кислот по отношению к омега-3 кислотам. Повышение доли омега-6 кислот является следствием индустриализации сельского хозяйства и преобладания мясной продукции, выращиваемой на кормах, богатых зерном с высокой долей омега-6 кислот. Для большинства людей со среднестатистическим генотипом оптимальное соотношение в пище омега-6 и омега-3 кислот составляет 1:1. В настоящее время в индустриально развитых странах это соотношение превышает 20:1.

Ученые исследовали содержание в съедобной биомассе триплоидной горбуши длинноцепочечных полиненасыщенных жирных кислот омега-3: эйкозапентаеновой (ЭПК) и докозагексаеновой (ДГК). Эти омега-3 кислоты защищают человека от сердечно-сосудистых заболеваний. Количественный анализ содержания ЭПК и ДГК в съедобной биомассе триплоидных рыб был выполнен впервые, и обнаружено, что содержание ЭПК и ДГК в триплоидных рыбах остается столь же высоким, что и в диплоидных. Таким образом, установлено, что снижения качества рыбы не происходит.

Для восстановления баланса эйкозаноидов, т.е. для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний Всемирная Организация Здравоохранения и ряд национальных медицинских организаций рекомендуют ежесуточно употреблять 0.5-1 г омега-3 кислот (ЭПК+ДГК). Основным источником ЭПК и ДГК для человека является рыба и морепродукты, причем содержание омега-3 кислот зависит как от вида рыбы, так и от способа ее приготовления. Самой насыщенной считается консервированная сайра — для получения суточной нормы нужно съедать всего 40 г этого продукта. Для сравнения, для этой же дневной нормы необходимо 250 г жареной трески.

«Однако мировых уловов не хватает для обеспечения населения планеты необходимым количеством ЭПК и ДГК. Поскольку вылов рыбы из океанов и озер находится на верхнем пределе и не может быть увеличен, дополнительные источники омега-3 кислот, такие как аквакультура, приобретают все большее значение для здорового питания. При этом важно, чтобы продукция аквакультуры не утратила своих ценных биохимических свойств по сравнению с рыбой из естественных водоемов. Именно на контроль биохимического качества продукции аквакультуры и направлена наша работа», — говорит Михаил Гладышев.