Биология11 мин.

Учимся изучать мозг: школы для молодых нейробиологов. Часть 1

© Piqsels

“Молодой ученый Алексей, который буквально месяц назад защитил свою кандидатскую диссертацию, сидел и смотрел на написанные им статьи. Сперва его переполнило чувство гордости, но вскоре оно начало сменяться неожиданной грустью. В голове появились хлесткие мысли о том, что за время аспирантуры Алексей слишком много выполнял научных задач, участвовал в грантах и бесконечных проектах, сто раз представлял свои и чужие исследования, но толком не успел чему-то научиться, чего-то узнать. Разумеется, он получил уникальный научный опыт, стал практически самостоятельным ученым. Но ученым ли? Наука безграничная, а Алексей на 3 года сконцентрировался исключительно на своей узкой теме. Как много всего он упустил? И есть ли способы наверстать упущенное? Для того, чтобы узнать что-то новое, хотелось бы вернуться на ступеньку ниже, вновь оказаться студентом, сесть за парту и слушать мудрых педагогов. Но сегодня Алексей должен сам быть таким педагогом. Время безвозвратно ушло… Что же делать? Как можно вернуть “студенческую молодость” в жизнь молодого ученого?”

Подобные мысли приходят в голову многих аспирантов и выпускников. Так как аспирантура не имеет четко очерченных компетенций, которыми должен овладеть студент за время своего обучения, часто возникает вопрос: “а чему я, собственно, научился?”. За этим вопросом следует желание заново сесть за парту. Но инвестировать еще 2 года в свое образование кажется слишком дорогим удовольствием, когда ты уже играешь во взрослую жизнь.

К счастью, есть более удобные варианты изучать что-то новое. Сегодня научный мир предлагает множество научных летних/осенних/зимних/весенних школ, которые погружают студента в определенный исследовательский аспект, например, статистику, обработку данных, различные психологические феномены и прочее. Летние школы являются идеальным продолжением обучения после магистратуры и аспирантуры, и дополнительным обучением для студентов бакалавриата. В этой статье, подготовленной при поддержке Минобрнауки в рамках проекта для молодых ученых “Я пошел в науку”, мы подробно разберемся, что такое летние школы, зачем они проводятся, как на них попасть и что полезного они дают.

Что такое “Летняя научная школа”?

Летняя школа — это интенсивная образовательная программа, которая в сжатые сроки (от одного до нескольких дней), обычно на базе университетов или исследовательских центров, погружает студента в определенный научный аспект. Такие школы организуются по самым разным направлениям: от точных наук до гуманитарных дисциплин. На летних школах студенты слушают лекции, посещают семинары, участвуют в экспериментальной практике и мастер-классах, готовят коллективные проекты или участвуют в хакатонах. Это междисциплинарные и практико-ориентированные программы, позволяющие углубить свои знания в определенной области. О нескольких научных школах мы сняли отдельные видео-ролики, которые можно увидеть на ВК странице проекта “Я пошел в науку”.

Отличным примером такого интенсива может служить международная школа «Активные и пассивные методы исследования мозга», проводимая Институтом Когнитивных Нейронаук НИУ ВШЭ. Школа длится 3 дня, в течение которых студенты погружаются в мир нейротехнологий: узнают, как электроэнцефалограмма (ЭЭГ), транскраниальная электрическая (ТЭС) и магнитная (ТМС) стимуляция позволяют исследовать мозг. На лекциях студентам рассказывают особенности данных методов, их принципы работы, а также описывают исследования, проводимые с применением данных нейротехнологий. На практических занятиях студенты получают возможность увидеть технологии в работе и попробовать провести с их помощью свои “эксперименты”.

Для Института-организатора летней школы это возможность найти активных студентов, заинтересованных в научных исследованиях, которые готовы писать курсовые и дипломные работы на их базе.

В целом, плюсы от летних школ можно свести к следующей диаграмме:

© Никита Отставнов

Отдельно стоит упомянуть, что такие школы позволяют создавать интересные научные коллаборации. Здесь знакомятся друг с другом специалисты в смежных темах, а это возможность проводить совместные исследования самого серьезного масштаба. Притом знакомятся друг с другом как студенты, так и организаторы, так и приглашенные лекторы. Одно из самых интересных преимуществ летней школы является диалог между специалистами на определенную тему. Например, на летней школе “Нейробиологии памяти и внимания” в Пущино было крайне интересно наблюдать пересечение лекций специалистов в психологии и нейробиологии памяти, а затем слушать врачей, которые рассказывали про заболевания, так или иначе нарушающие память.

Летние школы позволяют:

Углубить теоретические знания.

Речь идет как про введение в новые дисциплины, так и углубленное изучение специфических тем.

Получить практические навыки.

Летние школы часто включают проектную деятельность или практические задачи, что дает участникам возможность применить полученные знания на практике. В лабораториях часто ждут уже “готовых” ученых, в то время как университетские программы ограничены рамками времени и не могут всецело подготовить студента к исследованиям.

Сетевое взаимодействие.

Летние школы привлекают студентов и ученых из разных стран, таким образом, открывая возможности для обмена идеями и поиска полезных коллабораций.

Исследовательская деятельность.

Для студентов летние школы могут стать первым шагом на пути к научной работе. Многие школы включают элементы исследовательских проектов, где студенты могут начать разрабатывать свои диссертационные темы и даже заложить основы будущих научных публикаций.

Развитие профессиональных навыков.

Летние школы часто уделяют внимание не только академическим знаниям, но и "мягким" навыкам, таким как работа в команде, управление проектами и публичные выступления. К сожалению или счастью, сейчас эти навыки необходимы для успешной научной карьеры.

При всех плюсах, стоит упомянуть, что организация летних школ - крайне ресурсозатратное дело. На организацию подобного мероприятия нужно много сил, времени и людей. Проведение летней школы и непосредственное взаимодействие с участниками - это вершина айсберга. Как правило, мы не видим всей “подводной” деятельности, когда организаторы готовят приказы на проведение летних школ, оформляют множество бюрократических документов, готовят “контент-план” для продвижения летней школы в медиапространстве, ищут коммерческих и медиапартнеров, формируют критерии оценки заявок на участие, отбирают лучшие заявки и дают обратную связь тем, кто не прошел, готовят площадку для проведения и всю необходимую логистику, ищут и договариваются со спикерами (у которых бывают свои особенности характера), придумывают и тщательно шлифуют программу школы, готовят узнаваемый дизайн мероприятия. После школы такая работа не заканчивается сразу: мероприятие необходимо документально завершить, разобрать множество фотографий, получить и обработать обратную связь, чтобы в следующий раз сделать школу лучше. Собственно, самая простая однодневная летняя школа, которую проводила НИУ ВШЭ - ЛШ “Нейронауки об образовании” - потребовала участия 6 организаторов и полутора месяцев работы.

Для участника самое главное требование - это быть готовым инвестировать свое время в свое же обучение. Как правило, на летних школах есть домашние задания, литература для предварительного ознакомления, чаты, где знакомятся участники. Обучение может начинаться задолго до самого мероприятия. И самый эффективный вариант участия в летних школах - это быть готовым посвятить свое время всем этапам. К сожалению, получается так не всегда.

Что нужно знать, чтобы попасть на летнюю школу?

Во-первых, необходимо быть готовым к отбору участников. Далеко не все желающие попадают на летнюю школу. Иногда приходится ждать своего часа, чтобы попасть на желанную летнюю школу, несколько лет. Во-вторых, на абсолютном большинстве летних школ необходимо оплатить организационный взнос.

Некоторые школы финансируются коммерческими партнерами, они могут иметь минимальный организационный взнос для участника. Другие могут не иметь партнера, поэтому участие в них может показаться дорогим удовольствием. Если школа проводится в другом городе или стране - вопрос финансирования становится еще более сложным. Как попасть на летнюю школу, если вы студент / аспирант, и стипендия едва ли оплачивает вам проезд до университета? Есть несколько вариантов:

Некоторые школы выдают гранты на оплату проезда. Так, МРТ-школа университета ИТМО предлагала участникам, чьи заявки будут признаны лучшими, возможность получить тревел-грант. Такой грант покрывал проезд до Санкт-Петербурга.

В некоторых ВУЗах есть специальные подразделения, которые занимаются поддержкой студенческой мобильности. В НИУ ВШЭ существует Центр академического развития студентов (ЦАРС), который помогает молодым ученым в самых разных вопросах: от организации и проведения научных мероприятий до оплаты участия в конференциях и школах через систему тревел-грантов. Например, в прошлом году именно благодаря такому гранту ЦАРС автору данной статьи посчастливилось побывать на крупнейшей российской конференции по нейронаукам - Volga Neuroscience Meeting.

Участие в летних школах, особенно тех, где также предполагается презентация текущих исследований студентов в виде постерных сессий, может быть оплачено из средств гранта. Это сложная процедура, которая зависит от конкретного вуза, а также от того, была ли заложена некоторая сумма на такие инициативы. Лучший вариант - участвовать в подготовке заявки на грант, заранее планируя возможность побывать на подобных мероприятиях.

Некоторые фонды и университетские фонды целевого капитала (эндаументы) предлагают возможность получить финансирование на участие в таких образовательных мероприятиях. Как пример, Фонд развития теоретической физики и математики «БАЗИС» (математика, физика), фонд М. Прохорова (правда последняя новость про тревел-гранты датируется там 2018 годом, однако, это не означает, что таких возможностей не появится в будущем), фонд содействия инновациям (напрямую тревел-грантов в фонде нет, однако, расходы на участие в летних школах можно включить в разработку интересных инновационных проектов, а разве не ради этого мы учимся?). Покрыть организационный взнос можно и с помощью специальных стипендий (например, гранты президента РФ).

Ряд компаний, которые имеют профильные лаборатории, могут поддержать командировку своего сотрудника с целью профессионального роста (пример: Норникель). Покрываемые командировкой расходы зависят от компании, руководства и вашего умения договориться с ними. Если вы работаете в такой компании, мы настоятельно рекомендуем узнать о возможностях участия в летних школах. В крайнем случае, летние школы активно ищут коммерческих партнеров. Быть может, вместо участия, вы станете одним из спикеров школы, что даст вам возможность прослушать и лекции других специалистов.

Летние школы, как правило, предполагают некоторый отбор участников. В зависимости от популярности школы и Института, отбор может быть более или менее жестким. Чаще всего, чтобы попасть на летнюю школу, необходимо заполнить анкету о себе, рассказать о своих научных интересах и достижениях. Часто организаторы просят для отбора написать мотивационное письмо, приложить резюме или тезисы доклада (такой подход сближает концепцию “летних школ” с “конференциями”), или ответить на тестовые вопросы. После отбора часть участников получает долгожданные приглашения на мероприятие, часть - попадает в так называемый “лист ожидания”, а еще одна часть с самыми слабыми заявками выбывает из конкурса. Если кто-то из пришедших на мероприятие в первую волну отказывается от участия, участники в листе ожидания могут быть приглашены. Впрочем, возможны определенные тонкости в зависимости от организующего Института.

Исходя из опыта проведения и участия в летних школах, мы советуем не откладывать подачу на последний момент, так как из-за большого ажиотажа формы или платформы, через которые участники подают свою заявку, начинают сбоить. Для ответа на тестовые вопросы вам могут дать неограниченное время: не обязательно знать ответы на вопросы сразу. Вы можете активно искать ответы в научных статьях и предложить наиболее оригинальные ответы. Подача на летнюю школу - это тоже своего рода обучение, расширение горизонта знаний.

К мотивационным письмам мы приведем следующие рекомендации исходя из нашего опыта:

стоит показать, что опыт, полученный вами при обучении в ВУЗе, имеет отношение к школе. Даже если школа посвящена другой теме, нужно показать, как раскрываемые темы помогут вам в профессиональном росте. Просто написать “хочу к вам на летнюю школу” нет смысла. Например, нейробиологу, который подается на летнюю школу с математическим уклоном, стоит сделать упор, что многие методы исследований в нейронауках, в частности, “сетевые” методы, проистекают из математики;

стоит четко обозначить цель, с которой вы хотите принять участие в летней школе. Это позволит организаторам понять, насколько их летняя школа вписывается в ваше профессиональное развитие. Возможно, они смогут дать рекомендации для участия в другой, более подходящей летней школе.

стоит указать, какую пользу вы можете принести для школы. Это может прозвучать странно, но организаторы также пытаются понять, кто из участников может больше помочь другим в погружении в новую тему, кому есть чем поделиться, чей опыт можно использовать. Например, на летней школе “Нейробиологии памяти и внимания” очень важным было общение студентов разных ступеней обучения: бакалавры учились проводить исследования, магистры - анализировать данные, аспиранты выступали в роли наставников, а программисты помогали не тратить слишком много времени на самостоятельный разбор многочисленных кодов.

Где найти информацию про летние школы?

Зная, как подаваться на летнюю школу и где найти финансирование, скорее всего вы спросите “А как узнать про летние школы?” К сожалению, единого агрегатора таких мероприятий - нет. Самый лучший вариант - это следить за новостями на сайте того университета/Института, который занимается именно вашей темой (если вы хотите углубляться в тему; например, в анализ ЭЭГ-данных: Duke Institute for Brain Sciencе), либо смотреть на сайты ключевых Институтов, которые часто проводят школы на разнообразные темы (например, сайт ВШЭ или сайт ИТМО, сайт РУДН).

Помимо этого, информацию про летние школы можно получить из профильных телеграмм-каналов и интернет ресурсов. В частности:

  • Нейроновости - портал с новостями из области нейронауки. Помимо описания научных исследований, портал часто публикует информацию про тематические конференции и летние школы.

  • Для ученых в сфере когнитивной нейронауки подойдут профильные проекты, например, ThinkCog. На страницах “Events” и “Возможности для учебы” можно обнаружить множество полезных ресурсов, которые собрали авторы проекта, общаясь с другими молодыми исследователями.

  • Полезные ресурсы про летние школы и конференции для студентов можно найти в некоторых группах в ВК (например - Eduaid). В данной группе можно найти много информации, в том числе и о финансовой поддержке студентов.

Автор: Никита Отставнов, младший научный сотрудник международной лаборатории социальной нейробиологии Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ

Продолжение следует

Автор:Indicator.Ru