Десять лет истории науки: разъединяй молекулы, объединяй людей
21 марта 1903 года на заседании биологического отделения Варшавского общества естествоиспытателей 31-летний ботаник Михаил Цвет, 152-летие которого отмечается именно сегодня, сделал доклад «О новой категории адсорбционных явлений и о применении их к биохимическому анализу». Так ученый, который прожил всего 49 лет, создал совершенно новый метод и был номинирован за него на Нобелевскую премию. О Михаиле Цвете, его методе и трагической судьбе – в нашем совместном материале с проектами "Виртуальный музей химии" и "Живая история науки".
Рассказав о том, как ему еще в 1900 году удалось разделить пигменты хлорофилла в колонке, заполненной карбонатом кальция, Цвет создал новый химический метод, который – по совпадению – получил фактически имя своего создателя. χρῶμα – это «цвет», а уж как переводить слово «хроматография», «писание цветом» или «писание Цветом» – решать нам. Тем более, термин этот – авторский, хоть и появился только в 1906 году.
Судьба Михаила Семеновича Цвета необычна и трагична. Он родился не в России и не у россиянки. Его матерью была Мария Николаевна де Дороцци, сама родившаяся в Турции, которая умерла вскоре после рождения Миши. Его родным городом стал итальянский Асти – да-да, тот самый, откуда знаменитое игристое. Только отец – Семен Николаевич Цвет.
Цвет родился, вырос и учился в Швейцарии. Женева, Лозанна, физмат Женевского университета. В 22 года (1894 год) – первая научная работа по анатомии растений – и сразу же премия Гемфри Дэви. А в 24 юноша решает все бросить и уехать на родину предков – в Россию. Пять лет, с 1897 по 1902 годы он работает в Санкт-Петербургской биологической лаборатории под руководством Петра Францевича Лесгафта. Потом это будет Естественно-научный институт имени Лесгафта, в котором будут работать такие величины, как Леон Орбели или Владимир Любименко (в 1957 году институт расформируют и «по частям» вольют в АН СССР).
Именно там Цвет сделает свое главное открытие жизни: показывает, как можно разделить растительные пигменты (в 1899 и в 1900 году он делает сообщения о «хлорглобине»). Создает хроматографию и изучает, изучает хлорофилл. А в 1907 году женится – и ищет себе место в науке (а точнее – ставку). Варшава, Самара, Тарту… Попутно даже выступает на II Менделеевском съезде в Москве – с докладом о современном состоянии химии хлорофилла (с упоминанием о хроматографии).
Суть всех хроматографических методов одна: смесь веществ движется в газовой или жидкой фазе по неподвижной (твердой или жидкой) фазе. За счет разного распределения веществ между фазами получается разделять смесь. Однако способ Цвета позволял разделять только растительные пигменты, и, возможно, поэтому не так широко распространился поначалу. Нельзя сказать, кстати, чтобы открытие Цвета прошло вообще незамеченным. Его даже один раз успели номинировать на Нобелевскую премию по химии…
Но в 47 лет, в 1919 году он умер в эвакуации в Воронеже в 49 лет то ли от голода, то ли от последствий операции, где и похоронен на территории Алексеево-Акатова монастыря. Доживи Цвет до глубокой старости – кто знает, быть может быть надгробная строка на его памятнике («Ему было дано открыть хроматографию, разделяющую молекулы, объединяющую людей»), стала бы пророческой, и Нобелевскую премию 1952 года получали бы три человека, а не два: в том году премию по химии получили Арчер Джон Портер Мартин и Ричард Синг за изобретение метода распределительной хроматографии.
Материал подготовлен ИОНХ РАН при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках федерального проекта «Популяризация науки и технологий».