История науки: наше научное все

305 лет назад родился Михаил Васильевич Ломоносов

М.В. Ломоносов. Прижизненное изображение

© Э. Фессар и К.А. Вортман

Обычно, когда говорят «наше всё», подразумевают Пушкина (спасибо Аполлону Григорьеву, придумавшему этот эпитет). Но сегодняшний юбиляр также заслуживает этих слов. Больше трехсот лет назад родился человек, который создал отечественную науку и образование, а еще — «на троих» — фактически начал создание современной поэзии и языка

Обычно, когда говорят «наше всё», подразумевают Пушкина (спасибо Аполлону Григорьеву, придумавшему этот эпитет). Но сегодняшний юбиляр также заслуживает этих слов. Больше трехсот лет назад родился человек, который стоял у истоков отечественной науки и образования, а еще — «на троих» — фактически создал современную поэзию и язык.

За 54 года Михаил Васильевич Ломоносов успел безумно много, и, конечно же, с его именем связано множество мифов и заблуждений. И первая ошибка появляется с его рождения.

Часто можно прочесть, что будущий ученый родился в селе Холмогоры Архангельской губернии в поморской семье. В этом утверждении сразу две ошибки: во-первых, он родился в деревне Мешанинская (сейчас это село Ломоносово, неподалеку от Холмогор), а во-вторых, семья зажиточного селянина Василия Дорофеевича Ломоносова не была поморской, да и сам Михайло Васильевич никогда себя помором не называл.

Науке и культуре России очень повезло с тем, что Ломоносову не очень повезло с семьей. Дело в том, что с 13-летнего возраста у него была очень недобрая мачеха (вторая по счету). К тому же его отец, когда Миша вошел в юность, очень захотел женить сына, а мальчика очень тянуло к наукам. В результате — знаменитый переход 19-летнего Ломоносова с рыбным караваном в Москву с «Грамматикой» Смотрицкого и «Арифметикой» Магницкого, подделка документов и поступление в Славяно-греко-латинскую академию как «сына холмогорского дворянина». Пять лет образования в России, пять лет — в Европе (еще и жена, которую он бросил в Марбурге), и четверть века работы на благо науки.

Итоги жизни и работы Михаила Васильевича сложно уложить и в целую книгу. Даже если не говорить о единственной выжившей дочери (жена Ломоносова все-таки разыскала гулящего мужа в Петербурге), то просто через запятую: открытие атмосферы Венеры (крупнейшее астрономическое открытие, сделанное в России), первый российский университет, молекулярно-кинетическая теория тепла, прототип вертолета (прямо как Леонардо да Винчи), открытие твердого состояния ртути, создание основ физической химии, работы по географии и гляциологии, развитие грамматики и риторики, мозаика, поэтическая полемика с Тредиаковским и Сумароковым, приведшая к формированию современной литературы…

Очень и очень немало, даже за четверть века, даже в почти девственной научно России. При этом Ломоносов — это еще и пример возможности вертикальных лифтов в царской России: крестьянин, дослужился до академика, потомственного дворянства, титула коллежского советника (в армии он был бы полковником), неплохо зарабатывал (все помнят историю про две тысячи рублей, выданные медными деньгами. Мы пересчитали это по курсу 16 рублей из пуда меди, бытовавшему при Елизавете — ровно две тонны денег!). Масштабнее человека, пожалуй, в науке не появлялось.

И последнее: глядя на состояние современной российской науки, очень хочется надеяться, что где-то в Архангельской (Оренбургской, Пензенской, etc.) области сейчас есть село, в котором живет очень толковый подросток, который жутко недоволен своей второй мачехой и очень не хочет жениться.