Нобелевские лауреаты: Эрнст Отто Фишер
Наш герой — это уже третий нобелевский лауреат по фамилии Фишер, о котором мы пишем, при этом еще и третий лауреат по химии. Мы уже рассказали о втором «химическом» лауреате в истории Германе Эмиле Фишере, получившем премию за исследования сахаров, о Хансе Фишере, исследователе гемина и хлорофилла, — также по химии, а, когда доберемся до 1994 года, настанет очередь рассказа об Эдмонде Фишере, исследователе белкового фосфорилирования, — лауреате премии по физиологии или медицине. Ну а сейчас — время рассказа о первооткрывателе химии сэндвичевых соединений.
Итак,
Эрнст Отто Фишер
Родился: 10 ноября 1918 года, Сольн, Германия.
Умер: 23 июня 2007 года, Мюнхен, Германия.
Нобелевская премия по химии 1973 года (1/2 премии, совместно с Джеффри Уилкинсоном). Формулировка Нобелевского комитета: «За новаторскую, проделанную независимо друг от друга, работу в области химии металлоорганических, так называемых сэндвичевых, соединений (for their pioneering work, performed independently, on the chemistry of theorganometallic, so called sandwich compounds)».
В отличие от своего коллеги по Нобелевской премии Джеффри Уилкинсона, Эрнст Отто Фишер родился в академической среде. Его отец — Карл Тобиас Фишер — был профессором физики в Мюнхенской технической высшей школе. Мать, урожденная Валентина Данцер, тоже происходила из соответствующих кругов. Их третий сын успел окончить до Второй мировой войны Мюнхенскую гимназию Терезы, но вполне мог не дожить до премии и вообще до научных успехов: он жил в нацистской Германии и служил офицером на фронте — сначала в Польше, а затем в СССР. В смысле — против СССР. И — о удивительное совпадение! — как и еще один лауреат 1973 года, Конрад Лоренц, попал в плен. Правда, не в советский, а уже в американский, хотя ранен он был именно в России. Поскольку больших прегрешений он не совершил, его отправили восстанавливать разрушенный Мюнхенский технический университет, в котором он продолжил занятия.
Свой диплом он получил только в 31 год, в 1949-м. А уже в 1952-м вместе с еще двумя научными группами сделал то, за что получил Нобелевскую премию еще 21 год спустя: он опубликовал работу, которая раскрывала формулу совершенно необычного соединения — ферроцена, вещества, в котором два ароматических циклопентадиенил-аниона, как оказалось, как сэндвич, содержат в себе катион железа.
Однако именно Фишер стал тем, кто пошел дальше и синтезировал новые сэндвичевые соединения: кобальтоцен, никелоцен, а затем и вовсе необычный дибензолхром — «сэндвич» двух бензольных колец и нейтрального атома хрома. Это случилось в 1955 году. Так началась новая эра в металлоорганической химии.
Авторами другой работы стали Роберт Вудворд и Джеффри Уилкинсон. Вудворд раньше всех из них троих получит свою Нобелевку, а Фишер и Уилкинсон ждали до 1973 года.
Читайте также
К тому времени Фишер еще раз перешел к совершенно новой химии — он научился получать стабильные комплексы двухвалентного углерода (карбеновые).
Представляя лауреатов, Ингвар Линдквист из Шведской королевской академии сказал персонально Фишеру: «Открытия абсолютно новых принципов связей и структур всегда были значимыми моментами в истории химии. Вы внесли выдающийся вклад в одно из таких открытий. Я передаю Вам наилучшие пожелания от Шведской королевской академии наук».
В своей Нобелевской лекции Фишер отступил от общепринятой традиции. Обычно лауреат читает лекцию о том, за что ему дали премию. Фишер же начал свое выступления с того, что в 1960 году он уже читал специальную лекцию о металлоценах в Каролинском университете, а поэтому «нет смысла повторяться». И лекция его называлась «На пути к комплексам карбенов и карбинов». Что ж, эти результаты Фишера тоже вполне себе нобелевского уровня.
Эрнст Отто Фишер прожил 88 лет, достаточно долго и плодотворно, он был увенчан огромным количеством наград при жизни и памятью потомков. К 100-летию выдающегося химика в Германии выпустили юбилейную монету в 20 евро и почтовую марку. На обеих был изображен не ферроцен, за который Фишер получил Нобелевскую премию, а именно дибензолхром.