Науки о Земле4 мин.

Каспий: устойчивое развитие и научное сотрудничество

Заключительный день форума «Каспий 2022: пути устойчивого развития» открылся заседанием комиссии по науке, исследованиям и технологиям в рамках ассоциации государственных университетов и научно-исследовательских центров прикаспийских стран. Участники заседания обсудили проблемы устойчивого развития Каспийского региона и современные вызовы, стоящие перед ним; возможности интеграции исследовательских команд вузов Прикаспия для решения ключевых макрорегиональных проблем; а также создание информационной среды для обмена результатами научных исследований по проблемам Каспия.

Ректор Астраханского государственного университета Константин Маркелов в приветственном слове отметил, что, несмотря на современные политические и экономические проблемы, значимость экологических и социологических исследований, посвященных проблематике Каспийского региона, только растет. Кроме того, ректор сказал о важности формирования научных молодежных команд — в том числе международных — для развития и расширения подобных исследований, в тематику которых входит и робототехника, и биологические исследования, и экологические проекты. Генеральный консул Ирана в Астрахани Мехди Акучекиан заявил, что научно-исследовательское сотрудничество университетов Прикаспийских стран — залог благополучия и успешного развития региона. Он также обратил внимание аудитории на то, что качественное образование студентов и реализация программ студенческого обмена также является общей зоной ответственности стран Прикаспийского бассейна.

Говоря о сотрудничестве научных команд, представитель Гилянского университета (Иран) отметил важность финансирования университетов Каспийского региона для реализации совместных проектов и обмена как студентами, так и преподавателями. По его словам, сейчас в вопросах финансирования существует некий вакуум, поэтому руководству университетов нужно прилагать совместные усилия для решения этой проблемы. Возможным решением также может стать учреждение совместного проектного офиса для привлечения финансирования, помощь частных инвесторов и более активное использование государственной поддержки. Наджафинежад Али, ректор Горганского университета сельскохозяйственных наук и природных ресурсов (Иран), рассказал об университетском предпринимательстве и международном сотрудничестве. По его словам, университеты играют важнейшую роль в развитии экономики: они воспитывают руководителей и предпринимателей, развивают науку, отвечают на социальные вызовы. Но в первую очередь вузы отвечают за преподавание и исследования. Отдельно Наджафинежад Али отметил так называемые университеты третьего поколения — те вузы, которые создают условия для развития предпринимательства, участвуют в социальных и экономических инициативах, вкладываясь в развитие общества и региона и отвечая на современные вызовы. Однако, по словам Наджафинежада Али, многие университеты для успешного развития и встраивания в современный мир нуждаются в изменении подхода к образовательным и исследовательским процессам, и их слабые места очень хорошо выявила пандемия коронавируса. Международное сотрудничество и обмен опытом — инструмент, который может помочь справиться с подобными проблемами.

Директор Иранского национального института океанографии и атмосферных наук Мортеза Таваколи отметил растущую важность работы по защите Каспийского моря от экологических угроз. Основные из них связаны с вопросами нефтедобычи, загрязнением, изменением уровня воды, сокращением биоразнообразия. Научные сотрудники, занимающиеся изучением Каспийского моря, сталкиваются с разнообразными проблемами, решение которых требует согласованной работы исследовательских организаций стран Каспийского бассейна. В качестве примеров такой работы господин Таваколи привел международные конференции, а также программы по обмену учеными и студентами. Кроме того, спикеры обсудили и развитие рыбного хозяйства — перед странами Каспийского бассейна стоят задачи по восстановлению численности осетровых рыб.

В завершений первой части заседания Гурий Кушнер, представитель Астраханского государственного технического университета и руководитель проекта Sevryuga, рассказал об этой разработке — роботизированном комплексе, который предназначен для гидрологических и гидрометеорологических исследований. В АГТУ уже проведены ходовые испытания прототипа этого судна — спустя всего год после старта работы над ним. Роботизированный прототип, управляющийся оператором с берега, может построить развертку дна и сделать ряд замеров. Мероприятие продолжила Людмила Баева, проректор по научной работе Астраханского государственного университета. Она отметила, что молодежная наука — важнейшая составляющая масштабных проектов, и не последнюю роль в ней играют Советы молодых ученых — так, Совет молодых ученых АГУ активно участвует в формировании научной политики университета. В финале заседания Комиссия приняла Положение о Совете молодых ученых — это коллегиальный общественный орган, представляющий интересы молодых ученых. Его цель — создание единого информационного научного пространства для объединения усилий молодых ученых, обучающихся и работающих в университетах Ассоциации государственных университетов и научно-исследовательских центров Прикаспийских стран.