Науки о Земле8 мин.

Университеты и изменение климата: как нужно готовить ESG-специалистов для устойчивого развития

© «Университеты и изменение климата. Территория ШОС»

Конференция «Университеты и изменение климата. Территория ШОС» проходит одновременно в четырех странах мира — России, Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане. В рамках события в Москве на ВДНХ 14 декабря состоялось пленарное заседание «Стратегии в эпоху перемен: сотрудничество университетов, государства и бизнеса в интересах устойчивого развития». Эксперты обсудили, как можно внедрять ESG-стратегии на предприятиях, как готовить специалистов в этой области и как в этом может помочь международное партнерство.

Китай и низкоуглеродная энергетика

Советник по науке и технологиям посольства Китайской Народной Республики в Российской Федерации Мяо Фэй заявил, что Китай построил систему образования, опираясь на необходимость перехода к низкоуглеродной энергетике. Также он добавил, что экологические задачи сейчас стали приоритетными направлениями для исследований в Китае, для них выделяется отдельное финансирование.

«Согласно плану развития системы образования от 2022 года, концепции низкоуглеродного развития должны быть распространены в вузах и школах. Приоритетом Китая является подготовка компетентных специалистов, для чего мы совершенствуем многоуровневую систему образования. Цель Китая — создать сеть университетов и научно-исследовательских институтов с международным влиянием в вопросах углеродных выбросов. Для достижения этой цели правительство Китая создает больше дисциплин, связанных с низкоуглеродной энергетикой, ускоряет создание новых специальностей и реализует другие инициативы. Нужно поддерживать университеты в научных исследованиях по выбросам углеродов, наращивать количество лабораторий и центров исследований и разработок, формировать группы исследовательских коллективов. Для того, чтобы передать чистый и красивый мир будущим поколениям, необходимы совместные усилия международного сообщества. Китай готов укреплять сотрудничество со всеми странами, включая страны ШОС, чтобы достигнуть целей устойчивого развития», — рассказал советник по науке и технологиям посольства Китайской Народной Республики в Российской Федерации Мяо Фэй.

«Запрос на конкретных ESG-специалистов еще не сформирован»

«ESG Альянс» — объединение крупного бизнеса, в которое входят 25 компаний. Представитель сообщества Елена Грозная сразу подчеркула, что она на конференции представляет кадровые потребности крупного бизнеса в ESG-сфере. ESG означает устойчивое развитие: экология, социальное и корпоративное управление. В 2023 году вместе с ESG-центром НИУ ВШЭ «ESG Альянс» провел масштабное исследование по теме «Образование в области устойчивого развития». Эксперты организации общались с бизнесом, университетским сообществом и Минобрнауки, чтобы определить, выполняет ли современный российский университет запросы бизнес-сообщества и сформирован ли какой-то конкретный запрос в целом.

«Сложность обучения устойчивому развитию заключается в том, что это понятие затрагивает огромное количество разных дисциплин: экология, менеджмент, геология, география, маркетинг, инженерия, социология и многое другое. Это значит, что тема требует междисциплинарного подхода. Пока спрос на конкретных специалистов в России еще не сформирован», — заявила директор по корпоративным отношениям «ESG Альянса» Елена Грозная. Она также упомянула, что сейчас есть несколько подходов к образованию в сфере устойчивого развития. Кто-то считает, что образовательную систему нужно полностью менять, а кто-то говорит, что новые экологические дисциплины нужно постепенно внедрять в программу. Тем не менее все они, как сказала Елена Грозная, сходятся в том, что отдельный «специалист по устойчивому развитию» сегодня не нужен.

Силы и слабости российской системы ESG-образования

Исследование «ESG Альянс» выяснило, что в России экологи часто обучаются по программам бакалавриата и магистратуры, тогда как за рубежом существуют только программы магистратуры. В России преобладают дисциплины по аналитическим методам, экономике, управлению по окружающей среде. При этом слабо развиты дисциплины, связанные с мягкими навыками, с этикой и формированием ответственного отношения. «В нашей стране отсутствует национальная рамочная концепция реализации ESG-стратегии в образовательной системе. Эксперты из компаний признают, что специалисты в области устойчивого развития необходимы, но, возможно, не прямо сейчас. Компании не нанимают ESG-управленцев, а берут специалистов с крайне узким профилем специализации. Спрос со стороны бизнес-сообщества очень утилитарен: он нацелен на удовлетворение своих потребностей здесь и сейчас. Вузы не могут конкурировать в подготовке специалистов с системами дополнительного образования», — пояснила Елена Грозная. Магистерские программы будут востребованы

Заместитель директора международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО МИД России Игбал Гулиев согласился с Еленой Грозной и отметил, что, хотя некоторые компании говорят о том, что специалистов нужно готовить еще со школы, потребности в бакалавриате по тематике устойчивого развития нет — значительно полезнее для будущих специалистов будет фундаментальное образование в области биологии, химии и других естественных наук. А вот магистерские программы, напротив, очень востребованы, так как они быстрее и более гибкие. «У нас в МГИМО есть базовые кафедры, где идет точечная подготовка кадров для компании в рамках программ магистратуры. У нас есть базовые кафедры “Газпромбанка”, “Норникеля”, “Роснефти” и “Транснефти”. Сейчас у нас нет запроса от них и от других наших партнеров на подготовку кадров в области устойчивого развития», — добавил заместитель директора международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО МИД России Игбал Гулиев.

Он подчеркнул, что основой финансирования для подготовки кадров по устойчивому развитию станет программа «Приоритет-2030», которая выделяет средства университетам на приоритетные для страны специальности. Пока что инициативная разработка таких образовательных программ для вузов — слишком большая финансовая ответственность, и поэтому направление слабо развивается.

«Зеленый дом» МГТУ им. Баумана и сахалинский эксперимент

Артем Рафальский, руководитель органа по валидации и верификации парниковых газов ИТЦ МГТУ им. Н. Э. Баумана, предложил не распыляться на большое количество целей и сосредоточиться на выполнении сегодняшних, объявленных президентом в 2020 году, пяти национальных целей. Эксперт напомнил, что сейчас в МГТУ им. Баумана строится новый кампус с уникальными учебными классами и лабораториями. Все, что связано с экологией, будет сосредоточено в кластере «Зеленый дом», где будет построен учебно-лабораторный комплекс «Экосфера», экспериментальная вертикальная ферма высотой 17 метров и многие другие установки. Кластер будет достроен в первом квартале 2024 года.

«Орган по валидации и верификации парниковых газов МГТУ им. Баумана, который я сегодня представляю, — важный субъект углеродного рынка, так как это часть системы углеродного урегулирования, которая функционирует именно в стенах нашего университета. Центр подтверждает соответствие выпущенных парниковых газов согласованным цифрам. Эти данные используются для углеродной отчетности и климатических проектов. Самая крупная работа идет в Сахалинской области, которая должна достичь углеродной нейтральности к 2025 году. Мы подтягиваем к работе в органе по валидации и верификации парниковых газов наших студентов, чтобы они получили практические навыки и начали работать прямо в процессе обучения», — рассказал руководитель органа по валидации и верификации парниковых газов МГТУ им. Н.Э. Баумана Артем Рафальский.

«Сахалинский эксперимент недооценен. Мы подробно обсуждали возможности сотрудничества Сахалинского государственного университета и МГИМО для создания программ дополнительного образования для “Сахалин Энерджи”, так как рынок не располагает для создания долгосрочных программ. МГИМО дает международные компетенции, а Сахалинский государственный университет — профессиональные. Перед Сахалином стоит задача стать таким центром, куда будет приезжать молодежь из Китая и других азиатских стран, потому что, если нет молодежи, говорить о подготовке кадров бесполезно», — добавил заместитель директора международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО МИД России Игбал Гулиев.

Доцент кафедры международных комплексных проблем природопользования и экологии МГИМО МИД России Наталья Рязанова дополнила, что сейчас МГИМО сотрудничает с Российским государственным гидрометеорологическим университетом в Санкт-Петербурге. У них есть общая программа подготовки климатических посланников — это люди, которые будут говорить о климате со знанием дела.

«Мы не ждем, пока работодатели сформируют запрос. Мы идем к работодателям и говорим: «Давайте вместе!»

«Мы долгое время были региональным вузом и готовили кадры по широкому спектру направлений подготовки. В прошлом году мы столкнулись с вызовом, когда из регионального мы превратились в федеральный университет. Нам пришлось вовлечь наших бизнес-партнеров в формирование того запроса, о котором мы сейчас говорим. Территория ШОС в этой связи для нас очень важна и привлекательна. В ОИЯИ 18 стран-участниц, в том числе страны ШОС. Мы учитываем, что страны ШОС на сегодняшний день сталкиваются с глобальными экологическими проблемами, и значит нужно не только думать о том, как готовить специалистов в ESG сфере, но и как готовить специалистов по сквозным технологиям, интегрированным практически во все сферы деятельности», — пояснила проректор по учебно-методической работе государственного университета «Дубна», заведующая кафедрой экологии и наук о Земле Ольга Анисимова.

Она отметила, что Дубна — наукоград, и уже много лет выступает центром притяжения для молодежи. Студенты приезжают в город на учебу и остаются в нем. «Мы не ждем, пока работодатели сформируют запрос. Мы идем к работодателям и говорим: “Давайте вместе!”. Мы спрашиваем: “Что вам нужно, чтобы построить коллайдер NICA? Мы сделаем то, что нужно: вырастим специалистов, найдем в других регионах и пригласим”. Мы активно работаем над мягкими навыками. Мы долгое время развивали экологическое просвещение. Мы начинаем с детского сада. Студенты приходят в школы, детские сады, работают со взрослыми и с людьми пожилого возраста и рассказывают об экологии: какие технологии есть, как надо, что надо. Это помогает нашим студентам развивать их soft-skills», — рассказала Ольга Анисимова.

Также Ольга Анисимова напомнила, что именно на площадке университета Дубны писалась экологическая доктрина России, а экологические проекты вуз развивал еще тогда, когда формировались цели тысячелетия ООН (включающие в себя и устойчивое развитие).

Серьезный вызов в подготовке эколидеров

Директор национального парка «Красноярские Столбы» Вячеслав Щербаков рассказал, почему заповедники и национальные парки могут быть стратегическими партнерами в рамках ESG-повестки. Он обратил внимание, что в «Красноярских столбах» работы по наблюдению за климатом ведутся уже более 100 лет. Национальный парк получил лицензию на просветительскую деятельность и стать региональным образовательным центром в Сибирском федеральном округе. Национальный парк работает как со школами, вузами и детскими садами, так и с дошколятами, формируя понимание об экологии. «Если не воспитывать экологически активное население, возможно, мы и не получим те кадры, которые могли бы прийти. У нас создан первый в России климатический НОЦ “Енисейская Сибирь”, и создали модель карбонового полигона. К 2025 году мы запустим этот полигон. Он будет считать углеродный след. Непрерывное экологическое образование здесь очень важно», — отметил директор национального парка «Красноярские Столбы» Вячеслав Щербаков.

Автор:Indicator.Ru