Человеческий капитал ТЭК – ключевой актив «энергетики будущего»
Каковы перспективы развития российского ТЭК и как будут формироваться компетенции для «энергетики будущего» в интервью Indicator.Ru рассказал первый заместитель министра энергетики Российской федерации Алексей Текслер. Беседа состоялась по итогам III Конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес», организованного компанией «Иннопрактика» и Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова.
— Какой будет энергетическая политика в России в ближайшие пять лет? Как она будет соотноситься с мировыми трендами?
— По большинству прогнозов мировая энергетика в ближайшие десятилетия по-прежнему останется углеводородной, однако будет последовательно расти энергоэффективность мировой экономики и роль возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Если сегодня лидирующее место в мировой структуре потребления первичной энергии занимает нефть, то уже через 20-30 лет нефть, газ, уголь и неуглеродные источники энергии поделят рынок ее потребления практически в равных долях. При этом существенно возрастет роль природного газа, как наиболее чистого ископаемого топлива.
С учетом этих стратегических трендов на всех существующих сегодня горизонтах планирования Россия, конечно, будет уделять большое внимание традиционной энергетике, а также будет развивать энергетику безуглеродную — возобновляемую и атомную.
На внутреннем рынке главным для нас останется гарантированное обеспечение энергетической безопасности страны и удовлетворение внутреннего спроса с последовательным наращиванием качества, эффективности и экологичности в производстве и потреблении энергоресурсов. Это потребует интеллектуализации энергоснабжения и энергопотребления с использованием современных цифровых технологий, распространения энергосберегающих технологий и повышения энергоэффективности, снижения нагрузки на окружающую среду, в том числе через внедрение до 2020 года принципов наилучших доступных технологий в отраслях топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
На традиционных экспортных рынках российский ТЭК стабильно удерживает лидирующие позиции по всем направлениям. Согласно предварительным данным, в 2016 году мы сохраним первое место в мире по экспорту газа, второе место по поставкам нефти и третье — по экспорту угля. В наших планах и дальше оставаться ведущим игроком, обеспечивая надежные поставки энергоресурсов для нынешних и будущих партнеров России, внося свой вклад в глобальную энергобезопасность.
Приоритетом для нас и далее будет оставаться обеспечение целевых уровней добычи энергоресурсов, развитие энергетической инфраструктуры Дальнего Востока, диверсификация экспортных поставок на азиатские рынки, а также наращивание сотрудничества с нашими партнерами в Европе. В этой связи продолжится реализация Восточной газовой программы, включая строительство газопровода «Сила Сибири», будет увеличена пропускная способность нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», завершена работа по строительству морских газопроводов «Северный поток — 2» и «Турецкий поток», будут вводиться новые мощности по производству сжиженного природного газа.
В сфере развития возобновляемой энергетики в России уже сейчас реализуется последовательная политика и соответствующие меры государственной поддержки. До 2020 года мы ожидаем ввода дополнительно свыше 3 ГВт объектов ВИЭ при существенном наращивании технологического потенциала российской промышленности в этой сфере на основе разработок российских ученых и инженеров.
Наконец, Россия обладает серьезным технологическим заделом в атомной энергетике, которая также является альтернативой углеводородам. У нас есть обширный опыт создания и работы различных типов реакторов на быстрых нейтронах. В 2016 году на Белоярской АЭС был запущен в промышленную эксплуатацию реактор БН-800. Он стал крупнейшим реактором на быстрых нейтронах в мире и важным этапом в работе по созданию замкнутого ядерного топливного цикла. Это направление также будет в фокусе нашего внимания.
— С какими вызовами сталкивается российская энергетика, кроме падения стоимости нефти на мировом рынке?
— Мировая энергетика, несмотря на существенную инерционность, постоянно изменяется. Уже сейчас мы видим смещение центра спроса на энергоресурсы в сторону развивающихся рынков, прежде всего стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Также появляются новые технологии производства, транспортировки и потребления энергии, внедряются соответствующие инновационные решения. В частности, растет роль в мировой торговле сжиженного природного газа, «умнеет» электроэнергетика, соединяя в своей структуре большую и малую распределенную генерацию, в том числе на основе ВИЭ. В совокупности эти тренды приводят не только к обострению конкурентной борьбы за рынки сбыта по каждому из энергоресурсов, но и к повышению конкуренции различных энергоресурсов между собой.
Однако эти тенденции не являются для нас неожиданностью. Они заложены в утвержденный в этом году министром энергетики Российской Федерации Александром Новаком Прогноз научно-технологического развития отраслей ТЭК России и проект обновленной Энергетической стратегии России. Оба документа ориентированы на горизонт 2035 года и описывают основные ориентиры развития мировой и российской энергетики.
С их учетом мы уже сегодня активно реагируем на актуальные тренды. Как пример, развивается производство сжиженного природного газа. В активной стадии находится строительство завода «Ямал СПГ», обсуждается ряд других проектов. Государством стимулируется разработка трудноизвлекаемых запасов нефти и ее запасов на шельфе, в том числе арктическом, расширяется инфраструктура для экспорта всех видов энергоресурсов.
В электроэнергетике последовательно ведутся работы по интеллектуализации нашей энергосистемы, в том числе в рамках реализации концепции «Интеллектуальная энергосистема России» и одобренной в этом году «дорожной карты» Национальной технологической инициативы «Энерджинет».
— Какое место сегодня занимает инновационное развитие российского ТЭК? И хватает ли отечественных ученых и инженеров?
— Конечно, дальнейшее повышение конкурентоспособности наших компаний на мировых энергетических рынках невозможно без соответствующего инновационного развития, основанного на совместной работе организаций ТЭК, инновационных и инжиниринговых компаний, фундаментальной науки.
Повышению эффективности такой кооперации, определению перспективных областей научных исследований и разработки технологий, которые могут быть востребованы российским ТЭК в кратко-, средне-, и долгосрочной перспективе, будет содействовать и уже упомянутый Прогноз научно-технологического развития отраслей ТЭК на период до 2035 года. Отмечу, что в его подготовке приняли участие свыше 30 компаний ТЭК.
Для организации текущей работы Министерством энергетики России реализуется разработанный ранее и утвержденный Правительством России план мероприятий по внедрению инновационных технологий и современных материалов в отраслях ТЭК на период до 2018 года. В его рамках нами совместно с компаниями ведется отбор и реализация приоритетных инновационных проектов, имеющих общенациональное значение, способных дать значительный экономический эффект уже в ближайшей перспективе.
Что касается кадровой обеспеченности, то для реализации стоящих перед нами задач в стране есть достаточная научная база и состав ученых и инженеров. Но одновременно с этим для перехода российской энергетики на качественно новый уровень необходимо соответствующее наращивание профессиональных компетенций, ускоренное развитие и эффективное использование человеческого капитала ТЭК в целом, а не только в отраслевой науке и инженерном секторе. Эти задачи обозначены в качестве ключевых во всех стратегических документах.
Необходимо повышать качество среднего профессионального образования, улучшать профессиональную и академическую мобильность населения, снимать территориальные разрывы между центрами получения образования и местами размещения производств, повышать эффективность управления всем образовательным процессом.
Лучшие мировые и российские корпоративные практики в области подготовки и развития персонала должны получать повсеместное распространение. Подход к кадровому потенциалу и человеческому капиталу как к активу, играющему ключевую роль в повышении конкурентоспособности, должен стать нормой в корпоративной культуре российских компаний ТЭК. Следует добиться также вхождения российских образовательных организаций высшего образования в число лучших энергетических университетов мира.
В целом энергетика завтрашнего дня потребует от нас построения сквозной системы образования, начинающейся с дошкольного уровня и заканчивающейся уровнем профессиональной переподготовки тех, кто уже сейчас трудится на предприятиях ТЭК и смежных отраслей, предваряя внедрение на этих предприятиях создаваемых технологий и решений.
– Зачем России возобновляемая энергетика? Какие планы в отрасли на следующий год, как обстоят дела с производством отечественного оборудования для строительства объектов ВИЭ?
Развитие возобновляемой энергетики в России является одним из приоритетных направлений государственной энергетической политики. Для нас это важно сразу по двум аспектам. Во-первых, с точки зрения развития собственных компетенций и технологий, в том числе с прицелом на экспорт. Во-вторых, для обеспечения энергоснабжения удаленных и изолированных территорий, где уже сегодня решения на основе ВИЭ являются экономически оправданными по сравнению с расходами на доставку топлива.
На 2017 год ожидается завершение работ по объектам ВИЭ общей мощностью около 200 МВт, из которых примерно три четверти придется на солнечные электростанции, и еще четверть — на ветроэнергетику и малую гидроэнергетику.
Для дальнейшего развития ВИЭ в России механизмы поддержки постоянно совершенствуются. В этом году были продлены до 2024 года сроки отбора проектов по вводам генерирующих объектов, функционирующих на основе солнечной энергии и малых гидроэлектростанций. Также были приняты изменения в правила квалификации генерирующего объекта на основе ВИЭ, направленные на поддержку производства оборудования для солнечной энергетики на основе новейшей разработки российских ученых — гетероструктурной технологии производства фотоэлектрических модулей. Она сочетает в себе преимущества классической кремниевой и тонкопленочной технологий, позволяя производить солнечные модули с КПД более 20% с серьезным экспортным потенциалом. В следующем году завод ГК «Хевел» в Чувашии полностью перейдет на производство таких солнечных модулей, что откроет новые возможности для сотрудничества с зарубежными партнерами на перспективных рынках.
В секторе ветровой энергетики на рынок также выходят отечественные игроки. ГК «Росатом» в этому году объявила о своих интересах в сфере ветрогенерации с использованием оборудования собственного производства, обозначив это направление как один из приоритетов развития своего машиностроительного комплекса. В 2016 году на конкурсных отборах проектов ВИЭ были отобраны заявки на строительство объектов ветровой генерации от ЗАО «ВетроОГК», дочернего предприятия АО «Атомэнергомаш» ГК «Росатом». Общий объем планируемых вводов по ним в течение 2018-2020 годов составляет 610 МВт.
О своих планах по участию в производстве оборудования и строительстве ветровых электростанций в октябре этого года заявили совместно АО «Роснано» и ОАО «Фортум». Ветропарк мощностью 35 МВт планируется ввести в эксплуатацию в Ульяновской области уже в 2017 году.
В целом отрасль ВИЭ в России целенаправленно развивается. Реализуемая нами политика способствует притоку инвестиций и выстраиванию производственных цепочек, ориентированных на экспорт высокотехнологичных продуктов и решений.